Понятие и формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы очень актуальна. В то время как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества реализации правовых норм.
Правильная и эффективная реализация права гарантирует осуществление прав и свобод граждан, устраняет правонарушения, помогает быстро и в рамках законности решать многие жизненно важные проблемы, конфликты и споры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 5
1.1.Понятие и назначение реализации права 5
1.2. Механизм и формы реализации права 1
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 16
2.1. Применение права: понятие, основания, признаки 16
2.3. Акты применения права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!понятие и формы реализации права.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Механизм реализации права в своем реальном функционировании приводит не столько к определенным юридическим преобразованиям правовой деятельности, сколько к определенным самостоятельным последствиям, решению определенных социально-экономических, политических, нравственных и иных задач, удовлетворяющих потребности и интересы личности, коллективов и организации общества.

Механизм осуществления  прав и исполнения обязанностей можно  рассматривать широко, принимая во внимание весь процесс индивидуализации прав и обязанностей, и более узко, учитывая непосредственно процесс реализации (исполнения). В первом случае изучению подвергается многоступенчатый процесс - с возникновения предпосылок к формированию субъективного права и обязанности, с момента их формирования до осуществления этого права и исполнения обязанности. Подобный подход имеет наибольшую значимость для совершенствования гражданско-правового законодательства. В узком смысле под реализацией права (исполнением обязанности) следует понимать осознанные волевые действия правообладателя (обязанного лица), направленные на осуществление возможностей, заложенных в норме права.

Формы реализации права определяются в зависимости от вида реализуемой нормы – запрещающей, обязывающей или дозволяющей:

1) Соблюдение (реализация запрещающих норм) - пассивное поведение, отказ от действий, определяемых правом как правонарушения.

2) Исполнение (реализация обязывающих норм) - активное поведение по осуществлению возложенных на лицо юридических обязанностей.

3) Использование  (реализация дозволяющих норм) - осуществление предоставленных лицу субъективных прав.

Использование субъективных прав - это осуществление субъектами своих индивидуальных прав, которые  закреплены в нормативно-правовых актах. В отличие от соблюдения норм права это активное правомерное поведение субъекта, осуществляющего свои права. Путем их использования реализуются управомочивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах. Например, осуществление конституционных прав и свобод граждан (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на свободу совести и другие).

При использовании своих субъективных прав граждане свободно выбирают сферу своей деятельности в рамках закона для достижения тех или иных целей. При этом государство обязуется гарантировать провозглашенные права и свободы, создавая необходимые условия для реализации этих прав с тем, чтобы гражданин мог полнее осуществлять свои права.

Соблюдение запретов – выполнение предписаний юридических  норм, которые запрещают совершение определенных действий, т.е. субъект права строго следует установленным запретам. Сущность данной формы реализации правовых норм состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных правовыми нормами, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения обязанностей соблюдение предполагает пассивное поведение и всегда связано с осуществлением запрещающих норм.

Исполнение юридических  обязанностей – осуществление субъектом  права своих юридических обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах. Например, юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций совершать определенные действия (выполнение гражданами своих обязанностей, возложенных на него законом, - платить налоги, нести военную службу, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и другие; обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам; обязанность работодателя выплачивать заработную плату работникам и т.д.).

Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права  обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные юридическими нормами, то есть в данном случае реализуются обязывающие нормы права. Побудительные мотивы могут быть разными для осуществления юридических обязанностей субъектами права. Это и осознание своего общественного долга перед обществом и государством, и страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения правовых норм, и желание получить определенные выгоды - быть морально или материально поощренным.

Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм являются одними из важнейших и необходимых предпосылок для утверждения в стране прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реализации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, руководитель предприятия, исполняя возложенные на него нормами права обязанности, тем самым соблюдает действующее законодательство.

Использование юридических  прав, соблюдение юридических обязанностей и исполнение предписаний норм права принято называть формами непосредственной реализации права, так как предписания юридических норм претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений. Однако в реальной жизни не всегда эти три формы реализации права оказываются достаточными для полного осуществления правовых норм. В определенных случаях в процессе реализации права требуется вмешательство компетентных органов государственной власти и возникает необходимость в применении правовых норм как особой формы реализации права.

Правоприменение также рассматривается как еще одна из форм реализации права наряду с исполнением, использованием и соблюдением. Представляется, что в данной классификации форм реализации права заключается одно из весомых достижений юридической науки, поскольку позволяет не только адекватно установить способы деятельности самих субъектов права в обществе, но и способствует развитию правовой коммуникации, воплощению права в жизнь личности и общества и, как следствие, способствует формированию развитой правовой культуры и правосознания.

Таким образом, реализация права – это правомерное поведение субъектов по использованию прав, исполнению обязанностей и соблюдению запретов, а также применению правовых норм.

Следует заметить, что  реализация права в таких ее формах, как соблюдение, исполнение и использование, в большинстве случаев осуществляется без участия государства, так как граждане и организации добровольно и инициативно вступают в правовые отношения, в рамках которых самостоятельно используют предоставленные им субъективные права, исполняют юридические обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Таким образом, соблюдение, исполнение и использование выступают формами непосредственной реализации права. В данных правоотношениях не требуется участия государственных органов для обеспечения и организации осуществления права, а сами участники общественных отношений самостоятельно осуществляют свои действия в определённых границах в соответствии с предписаниями юридических норм.

В ряде случаев возникает  необходимость государственного участия, без чего реализация права оказывается невозможной. Зачастую ситуация складывается таким образом, что наличие вышеперечисленных форм непосредственной реализации права оказывается недостаточной для реализации предписаний, предусмотренных в норме права.

Участники правоотношений, исходя из их правового статуса, оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать норму права. Требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделённых государственно-властными полномочиями, то есть в данном случае имеет место опосредованная особая форма реализации права, определяемая как правоприменение.Правоприменение может и должно рассматриваться, прежде всего, как одна из важнейших форм реализации права, причем как особая форма реализации права, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных на то субъектов права, со своими функциями, средствами, методами. Необходимо обратить внимание, что правоприменение, обеспечивая непрерывность процесса реализации нормативно-правовых предписаний, наделяет одних участников правоотношений субъективными правами, а других – юридическими обязанностями, равно как и самими возможностями принятия решения по вопросам о последствиях правовых споров и правонарушений, а также привлечения виновных к юридической ответственности.

 

      2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

      2.1. Применение права: понятие, основания, признаки

Реализация права, как  правило, осуществляется  непосредственно  самим субъектом права.  Но иногда правомерных действий  частных  лиц для достижения правовых результатов недостаточно. В данной ситуации требуется властное вмешательство государства в лице уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Так, назначение пенсии, выплата социального пособия, отправление правосудия, привлечение к ответственности, лицензирование, функционирование паспортной системы и многое другое невозможно без властного содействия государства. В этих и многих других ситуациях  государственно-властный субъект как бы «вклинивается»  в  процесс реализации права, обеспечивает его, доводит до конца претворение правовых норм в реальную жизнь.

Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм), право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение – это комплексная правореализующая деятельность.

К основаниям правоприменения можно отнести следующие ситуации:

1. Необходимо создать  условия для реализации частными  лицами своих прав и свобод, оказать им содействие, помощь, социальную поддержку. В данном случае субъективные права и обязанности у частных лиц не могут возникнуть без властного вмешательства государства. Без содействия соответствующих компетентных органов государства граждане не могут самостоятельно осуществлять целый ряд нормативных правовых предписаний, ввиду того, что в механизме реализации отдельных норм права заранее оговаривается участие государства и без него нельзя обойтись. Это, в первую очередь, нормы права, в соответствии с которыми осуществляется распределение имущественных и реализация связанных с ними личных неимущественных благ. Так, право многодетных семей на бесплатное жилье может быть реализовано лишь путем решения компетентных государственных органов о выделении квартиры и выдаче ордера.

2. В случаях ненадлежащего исполнения юридической обязанности одной из сторон правоотношения или спора о праве между ними и невозможности самостоятельного его разрешения возникает необходимость участия в процессе реализации права специальных государственных органов, наделённых властными полномочиями разрешать конфликтные ситуации между сторонами правоотношений, принимать по ним конкретно-определённые правовые акты.

3.Не исполняются   обязанности,  имеются  препятствия   в осуществлении прав,  требуются меры государственной защиты. При обнаружении правонарушения, когда правонарушителю необходимо определить соответствующую меру взыскания, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера. В этих случаях реализация санкций правовых норм должна быть осуществлена специальными государственными органами, поскольку использование института юридической ответственности — это исключительная прерогатива государства. В результате неправомерного поведения или объективно опасных ситуаций необходимы меры государственно-правового принуждения, прежде всего связанные с  реализацией санкций правовых норм.

4. В ряде случаев  складывающиеся правоотношения  представляют для общества настолько  существенное значение, что возникает  необходимость контроля со стороны государства в лице его органов за законностью и целесообразностью действий их участников, или требуется официальное подтверждение наличия либо отсутствия конкретных фактов, специальное оформление их юридической значимости с предварительной проверкой их подлинности.

В литературе называют и  другие основания правоприменения: необходимость официально определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей; принимается решение о поощрении граждан или организаций; требуется принять решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума; необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства, юридические факты, правовой статус лица и т.д.

В названных правоотношениях имеет  место взаимосвязь между государством в виде уполномоченных государственных органов и должностных лиц, являющихся обязательной стороной данных правоотношений, и обществом в виде его граждан (физических лиц) и их объединений (юридических лиц), отличающаяся отчетливо выраженным властным характером взаимоотношений, что   следует определить как внешний аспект властности правоприменительных правоотношений. Причем, государство в лице уполномоченных субъектов в указанных правоотношениях всегда действует в «чужом» интересе, то есть направляет усилия на удовлетворение интересов граждан и их объединений, а не своих собственных. Также в рассматриваемых правоотношениях существует взаимосвязь между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, которую отличает характер властного соподчинения, что, следует определить как внутренний аспект властности правоприменительных правоотношений. При этом данные правовые отношения объективируют властные решения в форму правоприменения. Из чего следует, что не только отдельные нормы права, но и даже целые отрасли права не могут быть реализованы простым волеизъявлением ординарных субъектов правоотношений (физических и юридических лиц), к которым они адресованы. Именно это обстоятельство и вызывает необходимость властного воздействия уполномоченных субъектов на процесс реализации установленных правил с помощью правоприменительной деятельности и самих актов применения норм права, выступающих официальным документированным результатом такой опосредованной формы правореализации, как правоприменение.

Информация о работе Понятие и формы реализации права