Понятие и формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы очень актуальна. В то время как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества реализации правовых норм.
Правильная и эффективная реализация права гарантирует осуществление прав и свобод граждан, устраняет правонарушения, помогает быстро и в рамках законности решать многие жизненно важные проблемы, конфликты и споры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 5
1.1.Понятие и назначение реализации права 5
1.2. Механизм и формы реализации права 1
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 16
2.1. Применение права: понятие, основания, признаки 16
2.3. Акты применения права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!понятие и формы реализации права.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, правоприменитель вмешивается в естественный ход  реализации права, когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; если надо осуществить предусмотренный  контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность – таковы задачи субъектов правоприменения.

Цель применения права – индивидуализация правовых норм применительно к конкретным условиям. В процессе применения права происходит властное разрешение уполномоченными государственными органами конкретных жизненных ситуаций (казусов). Как замечает Л.И.Спиридонов, правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под общее правило поведения – юридическую норму.

Признаками правоприменения являются:

1. Существование нормы права и желание субъекта воспользоваться своим субъективным юридическим правом, возникшим на основании этой нормы.

2. Применение права  – это одна из форм государственной  деятельности. Субъектом правоприменения выступает государственный орган или должностное лицо. Причем сама правоприменительная деятельность является не только субъективным правом таких властных субъектов, но и обязанностью, вмененной законом.

3. Правоприменение сопровождается  вынесением определенного властного распорядительного акта – акта применения права, в котором находит разрешение конкретное юридическое дело.

4. Правоприменение –  это властная, организующая, управленческая деятельность. Акты применения права имеют, как правило, категоричный, императивный характер.

5. Правоприменение предполагает  строго определенную юридическую  технологию, последовательность действий  правоприменителя, которая выражается в особой процессуальной форме совершаемых действий.

6. Применение имеет двойственную (материально-процессуальную) природу, заключающуюся в казуальном разрешении конкретной правовой ситуации на основе материально-правовой нормы, которая регулирует сущность реализуемых прав и обязанностей, и процедурно-процессуальной форме, которая является лишь средством реализации ее материально-правового содержания.

7. Правоприменительная  деятельность нередко связана  с разрешением конфликтов или  их предупреждением. Поэтому правоприменитель  должен действовать в свете законов, на основе законов, в рамках законов. Правоприменительные действия должны быть беспристрастными, не должны иметь эмоциональной окраски, связанной с личной заинтересованностью.

8. Правоприменение –  это творческий, инициативный  процесс, требующий не машинального формализма, а активной позиции правоприменителя.

В юридической науке  предлагается множество определений  правоприменения.    Так,    по    мнению    ведущего    отечественного    ученого С.С. Алексеева, «применение норм права - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, которая направлена на решение юридического дела и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы - «индивидуальные предписания».

Другой правовед А.Б. Венгеров определяет правоприменение, как «властную  правовую деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), а также их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества, по пресечению нарушений в этой сфере. Правоприменение - это не только борьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самого порядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов».

По мнению А.В.Демина, применение права – это властная деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих реализацию права в конкретных условиях. Другие авторы называют применением права властную организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц, имеющую своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за указанным процессом.

 «Применение права — это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочению государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества». В своей монографии «Механизм применения права» И.П. Левченко определяет, что «применение права представляет собой государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов государства, посредством которой содержащиеся в нормативно-правовых актах общие правила поведения и деятельности социальных субъектов переводятся в плоскость их индивидуально-конкретного действия.

Правоприменение  как властную организационную деятельность компетентных, то есть специально на это уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел путем издания индивидуальных правовых предписаний на основе и во исполнение действую законодательства. Из этого определения можно вывести следующие основные применения норм права: властный характер и особый состав субъектов; управленческая природа; издание индивидуальных предписаний в качестве результате применения норм права; комплексное правореализационное содержание; процессуальная урегулированность; профессионализм деятельности; интеллектуально-творческое, волевое содержание; особые поводы к возникновению правоприменительной деятельности.

В отличие от Н.Н.Вопленко, В.М.Сырых не заостряет внимание на властном характере применения права, а понимает под ним деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных  решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права.

Особенности применения норм права, что: 1) действующими нормами  права определяется правомочие правоприменителей  на издание актов применения права (например, положением о государственном органе); деятельность правоприменителей детально регулируется действующим законодательством; 3) конкретные права и обязанности, закрепленные актом применения норм права основываются непосредственно на законе и иных нормативных правовых актах.

«Применение права - это осуществляемая в специально-установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных государством органов общественности по вынесению индивидуально-конкретных правовых предписаний».

Таким образом, можно сделать вывод, что применение права – это процесс, осуществления властной деятельности органами государства и должностными лицами по претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права. Фактически речь идет об особой разновидности реализации права, отличающейся использованием государственно-властных полномочий.

Правоприменение отличается от других форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:

во-первых, оно носит властный характер, обеспечивается возможностью реального принуждения к точному исполнению юридических предписаний. По этому поводу в юридической литературе замечено, что, говоря о правоприменении, мы имеем ввиду властную деятельность компетентного органа, «которому государство дало полномочие на самостоятельную, творческую реализацию норм в применении к отдельному случаю». Данный признак у большинства авторов не вызывает сомнений. Благодаря государственной властности, поддерживается дисциплина управленческих отношений, а акты применения права становятся обязательными и обеспечиваются всеми средствами, которыми обладает государство. Властный характер раскрывается в том, что правоприменением занимаются только специально уполномоченные субъекты в пределах предоставленной им компетенции, и оно обеспечивается возможностью применения государственного принуждения;

во-вторых, в форме правоприменения реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа;

в-третьих, правоприменение представляет собой процесс, имеющий определенные стадии развития. Организующее начало – это важнейшее свойство правоприменительной деятельности, в котором внешне проявляется ее существо. Правоприменение по своей юридической природе представляет собой, с одной стороны, специфическую форму реализации правовых норм, а с другой служит   средством   организации   осуществления   норм   права   и   способом государственно-правового воздействия на общественные отношения.

Рассматривая правоприменение  с этих аспектов, И.Я. Дюрягин остановился на следующих позициях. Во-первых, право предопределяет принимаемое решение по конкретному вопросу, устанавливая путем запретов, предписаний и дозволений границы волеизъявления применяющих право должностных лиц. Во-вторых, оно способствует выработке и принятию наиболее оптимальных управленческих решений. В-третьих, в процессе правоприменения происходит воздействие права на детали самого содержания управленческого решения;

в-четвертых, оно завершается вынесением индивидуально-конкретного правового акта с соблюдением определенной процедуры его принятия и исполнения. Результаты правоприменения отражаются в акте применения права, которым порождается или прекращается конкретное правоотношение, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложенной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения.

Выявленные  отличительные признаки показыывают, что правоприменение выступает как особая форма реализации права.

         2.3. Акты применения права

Результативным (итоговым) элементом  правоприменения в структуре  правоприменительной деятельности выступает правоприменительный  акт (акт применения права), без рассмотрения которого невозможно оформить завершенное понимание правоприменения и целостное представление о самой природе правоприменения как особой формы реализации права.

Акты применения права занимают основополагающее место в рамках процессуальной составляющей правоприменения. Актом применения права, в конечном итоге, завершается процесс правоприменения. Акт правоприменения  представляет собой форму выражения результата взаимодействия субъектов правоприменительного отношения. Кроме того, правоприменительные акты выступают в качестве юридических фактов, изменяющих правовой статус субъектов правоотношений.

Издание правоприменительного акта является завершающим этапом всей 
правоприменительной деятельности, объективируемой в форме официального 
юридического документа, регламентирующего поведение сторон правоприменительного отношения и активно воздействующего как на общий, так и на непосредственный объект правоприменительной деятельности. Необходимо обратить внимание на то что, применяя норму права, управомоченные субъекты реализуют ее представительно-обязывающее содержание. Соизмеряя конкретную жизненную ситуацию с общим предписанием закона, правоприменитель обязан выбрать тот оптимальный конкретно-определённый вариант поведения, который в данном случае необходимо избрать. Этот найденный вариант, в свою очередь, адресуется конкретному субъекту в чётко определённой жизненной ситуации, как конкретное его поведение, что изложено в том субъективном праве и юридической обязанности, которыми обладают субъекты правоприменительной деятельности. Являясь вполне конкретным результатом правоприменения, правоприменительный акт довольно четко определяет характер, объём, возможность, а также время и место правового поведения субъектов, помимо определения цели намечает и пути ее достижения.

Таким образом, акты применения права являются важнейшим средством реализации нормативных предписаний. Именно они в значительной степени определяют существование правоприменения как самостоятельной формы реализации права и обеспечивают достижение конечного результата правоприменения.

Правоприменительные акты – это сложная и многогранная правовая категория, которую можно рассматривать в различных аспектах: как юридический способ (средство) государственного регулирования общественных отношений;  как одну из правовых форм осуществления функций государства; как важнейшее средство реализации правовых норм; как решение конкретного индивидуального дела.

Акты применения права  занимают особое место в механизме  правового регулирования, выступая «передаточным рычагом между  такими элементами,  как норма права и конкретное правоотношение».

Правоприменительные акты реализуют функцию индивидуально-правового  регулирования, используются как средства оперативного управления. Они всегда являются разновидностью юридических фактов, влекущих юридические последствия. Правоприменительный акт  направлен на возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В правоприменительном  акте отражается объективная истина жизненного факта, которой даётся чёткая правовая квалификация. Переводя общее правило в конкретное предписание, акт применения права, властно трансформирует безличные права и обязанности в субъективное право и юридическую обязанность участников конкретного правоотношения. При этом, как отмечает в этой связи С.С. Алексеев, «акт применения - это ... государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела, ... само правоприменительное действие, взятое с внешней стороны, со стороны результата решения».

Непосредственная цель правоприменения состоит в устранении имеющегося препятствия в реализации правовых норм определенными субъектами. Думается, что цель правоприменения следует расширить, включив в ее содержание указание субъектам на их конкретные правомочия и обязанности, официальное признание их юридического статуса и др. Без актов применения права, в частности, не может наступить юридическая ответственность. Акты применения права, таким образом, увязывают воедино норму права, деятельность органа (должностною лица), применяющего эту норму, и поведение субъектов, в отношении которых разбиралось конкретное дело. Основная функция правоприменительного акта – это  «включение» механизма правового регулирования определенных, наиболее значимых общественных отношений.

Информация о работе Понятие и формы реализации права