Понятие и формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы очень актуальна. В то время как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества реализации правовых норм.
Правильная и эффективная реализация права гарантирует осуществление прав и свобод граждан, устраняет правонарушения, помогает быстро и в рамках законности решать многие жизненно важные проблемы, конфликты и споры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 5
1.1.Понятие и назначение реализации права 5
1.2. Механизм и формы реализации права 1
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 16
2.1. Применение права: понятие, основания, признаки 16
2.3. Акты применения права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!понятие и формы реализации права.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

В юридической литературе традиционно правоприменительную  деятельность принято представлять в качестве способа поднормативного правового регулирования, что в свою очередь, предполагает зависимость правоприменения от существующей системы нормативно-правовых актов. В связи с чем, вполне очевидно, что правоприменительная деятельность и существующая система нормативно-правовых актов находятся в тесной взаимосвязи. Более того, без поднормативного способа правового регулирования воля законодателя, выраженная в нормативном акте, просто не может быть реализована и доведена до своего логического завершения – воплощения в жизнь. Акт же применения права, являясь своеобразным выразителем государственной воли, средством её осуществления, представляет собой результат специфической юридической деятельности уполномоченных на то государственных органов, должностных лиц, выступая закономерным итогом мыслительных и фактических операций в плане подготовки и вынесения решения.

На мой взгляд, правоприменительное  акты, проявляя вовне общеобязательную государственную волю, выступают как внешнее выражение права. Иными словами,  применения права, в определенном смысле, есть правовая норма в реальном действии. Совсем не случайно, что очень часто граждане составляют представление о праве, о государственной воле на основе соприкосновения с правоприменительными актами.

Правоприменительный акт можно определить как официальное волеизъявление уполномоченного государственного органа или должностного лица,  направленное на индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Указанные акты «фиксируют принятое решение по делу, придают ему официальное значение и властный характер».

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Проанализировав понятие  правоприменительных актов, Ф.А.Григорьев  выделил следующие наиболее устойчивые, необходимые, типичные, присущие всем видам правоприменительных актов признаки: это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу; содержит государственно-властное веление; имеет определенную форму выражения; направлено на индивидуальное регулирование общественных отношений.

К признакам правоприменительного акта следует отнести:

1.Подзаконный характер. Правоприменительные акты издаются на основе правовых норм и должны им соответствовать. Причем акт должен соответствовать не только букве (содержанию), но и духу (смыслу) закона. Только в этом случае он будет отвечать требованию справедливости.

2. Реальный характер. В правоприменительном акте управленческое решение облекается в официальную форму. Тем самым властное волеизъявление компетентного субъекта объективируется во внешнюю среду, принимает внешне выраженные «очертания». Это не означает обязательно письменного (документального) оформления актов, они могут иметь и устную, и конклюдентную форму. Речь идет о  том, что правоприменительный акт – это не просто намерения, идеи, соображения властного субъекта, а его четко выраженное вовне волеизъявление.

3. Государственно-властный характер. Правоприменительные акты издаются от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами в рамках их компетенции. В них реализуются задачи и функции государственного управления. Поэтому они содержат предписания, обязательные для адресатов. Государство  контролирует исполнение правоприменительного акта, применяя в случае необходимости меры принуждения. С другой стороны, существует возможность обжалования (опротестования) правоприменительных актов в суд или вышестоящий государственный орган. Таким образом, акты применения права принимаются уполномоченными на то субъектами, в компетенцию которых входит возможность принятия юридически значимых решений.

4.Индивидуально-правовой  характер. Правоприменительные акты  содержат конкретные предписания, рассчитанные на однократное применение в определенной, фактической ситуации. Они всегда обращены к  конкретным  адресатам и исчерпываются однократным  применением. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов. Акты применения права выполняют функции юридических фактов, поскольку влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Акты применения права принимаются на основе соответствующей нормы права или группы правовых норм, тем самым подводятся под конкретный жизненный случай и регулируют его.

5.Формализованный характер. Акты применения права выносятся с соблюдением соответствующих правил процессуального характера. Речь идет, прежде всего, о строгом соблюдении предусмотренных стадий и процедур подготовки, экспертизы, издания правоприменительных актов. Каждый акт издается в определенной форме, имеет соответствующее наименование и обязательные реквизиты.

6.Творческий, обоснованный, целесообразный характер. Правоприменительный акт должен выражать оптимальный вариант управленческого воздействия, основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, их объективной и непредвзятой  оценке. Для этого властный субъект наделяется определенной свободой в сфере принятия управленческих решений. Главным требованием является сочетание целесообразности и законности акта, где законность обладает безусловным приоритетом.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: а) представляют собой письменные акты-документы; б) исходят от государства; в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством). В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные, конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям властные предписания.

Правоприменительные акты исключительно многообразны, их классификация возможна по самым разным основаниям.

Рассматривая роль актов применения права в механизме реализации прав и свобод личности, отмечает, что в юридической литературе выделяются две большие группы правоприменительных актов: 1) актов, выносимые в порядке решения споров и охраны правопорядка; 2) акты, принимаемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Однако в их терминологическом обозначении наблюдается разночтение. Акты, относящиеся к первой группе, характеризуются как правоприменительные, правообеспечительные, правоохранительные и т.д. Акты второй группы называются актами-регламентаторами, правоустановительными, оперативно-исполнительными и т.д.  такое обилие терминов результатом углубления исследований сущности, природы применения норм права отдельных видов и их особенностей.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются  
на: а) акты органов судебной и исполнительной власти, а также органов, не входящих ни в одну из ветвей власти (например, акты главы государства - Президента РК или акты органов прокуратуры); б) акты федеральных, региональных и местных органов власти; в) акты коллегиальные и единоначальные; г) акты органов общей и специальной компетенции.

По предмету правового  регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права и т.д.

По форме правоприменительной  деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

По функциональному  признаку, то есть по их месту в механизме  правового регулирования, выделяются два вида: а) акты-регламентативные, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие основания их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие момент возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений.

По своему юридическому значению акты применения права можно  подразделить на две группы: основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор или решение суда). Вспомогательными считаются акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание определенных актов.

В зависимости от действия во времени правоприменительные  акты делятся на акты однократного действия и длящиеся. По наименованию выделяют приказы, указы, распоряжения, постановления, требования, предписания, поручения, указания, протоколы, разрешения, предупреждения, уведомления, представления, резолюции и т.д.

По форме акты применения права делятся на: а) акты-документы, изложенные в письменно-документальной форме; б) акты, изложенные в устной форме; в) конклюдентные акты (жесты, сигналы, движения, иные знаки, выражающие волеизъявление уполномоченного субъекта).

 Правоприменительный акт-документ – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменной виде. В структуре письменного акта выделяют несколько частей: 1) вводную, содержащую обязательные реквизиты (наименование, номер, дату и место издания, орган или должностное лицо, издавшее акт, подписи и т.п.); 2) описательную, констатирующую фактические обстоятельства дела (фабулу); 3) мотивировочную, где дается обоснование принятого решения; 4) резолютивную - решение по делу, т.н. «юридическая квалификация».

Обращение к различным  правоприменительным актам с  позиции их структурирования позволяет сделать вывод, что они, по своей структуре, как правило, состоят из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. При этом, если во вводной части правоприменительного акта фиксируется информация о времени и месте вынесения решения, наименовании и составе органа, вынесшего решение, предмете разбирательства, а также лицах, принимающих участие в установлении фактических и юридических обстоятельств дела, то описательная часть правоприменительного акта включает в себя указание на мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования. В свою очередь, мотивировочная часть правоприменительного акта, указывая на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки, расследования, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы в обоснование выбора юридических норм и принимаемого решения, содержит, как мы видим, фактическое и правовое обоснование принимаемого решения. Резолютивная часть правоприменительного акта, включая в себя вывод правоприменительного органа, одновременно указывает и на те правовые последствия, которые следуют из закона и данного правоприменительного акта.

Необходимо  учитывать, что правоприменение  зачастую сопряжено с вынесением нескольких правоприменительных актов, из которых только один является основным, а все остальные правоприменительные акты имеют при этом вспомогательное значение. Например, в уголовном процессе приговор или постановление о прекращении уголовного дела - это основные правоприменительные акты, а постановление о возбуждении уголовного дела, равно как обвинительное заключение и постановление о предании суду - вспомогательные правоприменительные акты. Главное отличие здесь заключается в следующем. Если основные правоприменительные акты содержат окончательное решение дела и разрешают юридическую ситуацию по существу, то вспомогательные правоприменительные акты либо обеспечивают принятие основных актов, либо подтверждают их правильность, нередко уточняя содержание основных правоприменительных актов.

Таким образом, акты применения права весьма многообразны, играют различную роль в процессе правоприменения. Однако правоприменительные акты всегда порождают юридические последствия для субъектов права, участников правоприменительных отношений, являются формой выражения результата взаимодействия между ними.

Решение дела как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определенного заключения из фактических обстоятельств и юридических норм вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность. Отсюда ответственность правоприменителя за ее итоги.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализация права – это претворение, воплощение правовых норм на практике путем правомерного поведения субъектов права. Таким образом,  реализация права состоит в практическом осуществлении нормативных предписаний (запретов, дозволений, обязываний).

Реализация права –  это правомерное поведение субъектов  по использованию прав, исполнению обязанностей и соблюдению запретов, а также применению правовых норм. Посредством реализации правовых норм достигаются цели и результаты правового регулирования, провозглашаемые законодателем в процессе правотворчества.

Применение права –  это процесс, осуществления властной деятельности органами государства и должностными лицами по претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права. Цель правоприменения – индивидуализация правовых норм применительно к конкретным условиям. Применение норм права осуществляется не всеми участниками правореализации, а субъектами, наделенными специальными государственно-властными полномочиями. Органы, в обязанность которых входит оказывать специальную помощь в реализации прав и обязанностей другими субъектами права, именуются правоприменительными.

Информация о работе Понятие и формы реализации права