Понятие, структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:13, реферат

Описание

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Именно поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах.
Политическая культура наряду с политической психологией и этикой является важнейшей стороной гуманитарного, субъективного измерения политики.

Содержание

1. Концепции политической культуры
1.1. Политика и культура
1.2. Предпосылки создания теории политической культуры
1.3. Концепции политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
1.4. Развитие концепции политической культуры современной наукой
2. Понятие, структура и функции политической культуры
2.1. Понятие политической культуры
2.2. Структура политической культуры
2.3. Функции политической культуры
3. Типы политической культуры
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 64.69 Кб (Скачать документ)

Противоречие между властью  и ответственностью правительства  влечет за собой и противоречие в  требованиях, которые предъявляют  гражданину в демократических странах. Для того чтобы элиты несли  ответственность перед обычными гражданами, от них требуется выполнение нескольких условий: они должны ясно формулировать требования, предъявляемые  элитам; они должны быть включены в  политический процесс, чтобы понимать – выполняются ли данные элитами  обязательства; они должны быть достаточно влиятельными, чтобы заставлять элиты  не пренебрегать ответственностью. Все  эти условия предполагают, что  гражданин, который их соблюдает, действует  на основе рационально-активистской модели поведения. Но для осуществления  власти элит необходимо, чтобы гражданин  действовал с точностью наоборот. Для обеспечения функционирования проводимой элитами политики необходимо ограничить влияние и активность рядовых граждан. Т.е. гражданин должен быть пассивен и почтителен в отношении  правящей элиты. Таким образом, гражданин  в стране с демократическим правлением поставлен в двойственное положение: с одной стороны он должен быть активным, т.к. это необходимо для  обеспечения правительственной  ответственности, с другой стороны  – пассивным, чтобы наделенная властью  элита могла выполнять свои властные функции.

1.4. Развитие концепции  политической культуры современной  наукой

Современные концепции политической культуры являются либо органическим дополнением предшествующих теорий, либо интерпретацией новейших научных  тенденций. На современном этапе  это характерно не только  для  политической культуры, но и для  целого ряда других научных дисциплин.

В конце 60-х и в 70-е годы уже разработанную концепцию  политической культуры стал использовать целый ряд американских политологов  и социологов: Р.Маркис, В.Нойман, Д.Марвик, В.Ки. Сначала в США, а потом и в других странах инструменты политической культуры стали использоваться для исследования различных аспектов политической жизни. Это привело к тому, что в настоящее время существует довольно обширная база по политическим культурам разных регионов.

В это же время  получил  развитие и начал повсеместно  применяться политико-культурный подход, который ставил на первое место в  политических исследованиях эмоции, мифы, интересы конкретного индивида. Сторонники этого подхода считали, что для понимания механизмов общественного развития и социальной стабильности необходимо изучать не только различные политические режимы и формы правления, но и структуру  субъективных психологических и  эмоциональных связей, которые образуются в результате взаимодействия различных  общностей и т.д. Исследования неинституциональных  факторов стали популярными после  произошедшей в 50-х  годах  бихевиористской  революции. После нее в политическую науку были внесены заимствованные из естественных наук модели и методы исследования. Бихевиористы первые начали применять эти нововведенные  методы к отдельно взятому гражданину, конкретному участнику политического  процесса. Они считали, что если раскрыть и осознать все мотивы и намерения  каждого индивида, то можно правильно  понять политическую систему. Но для  выполнения этого условия необходима тесная интеграции политической культуры (и политической науки в целом) с другими общественными науками, которые отодвигались на задний план или вообще не принимались. Такими науками  стали, например, культурная антропология, психология, социология, история.12

Со времени своего становления  политическая культура все больше и  больше  вносила свои специфические  коррективы в изучение политических явлений. На сегодняшний день в политической культуре оформились три подхода ее трактовки, и всех ученых, занимающихся данной проблемой, можно разделить на три группы, каждая из которых придерживается определенного подхода. Первая группа понимает под политической культурой всю субъективную сторону политики, т.е. некую совокупность духовных явлений. К сторонникам этой теории можно причислить Г. Алмонда, С. Вербу, Ю, Краснова, Д. Дивайна и пр. Вторая группа считает, что политическая культура – это проявление нормативных требований (С. Вайт); конгломерат стереотипов политического поведения индивида (Дж. Плейно). А М. Даглас, например, считал, что политическая культура выступает в роли матрицы поведения человека, ориентирующая его на выполнение стандартов и предписаний, оформившихся в политической жизни. Третья группа воспринимает политическую культуру как стиль и способ политической деятельности человека; деятельности, которая предполагает воплощение его ценностных ориентаций в практическом поле политического поведения. Таких взглядов придерживались, в частности,  П. Шаран, В. Розенбаум и И. Шапиро. Эта версия трактовки политической культуры раскрывает взаимодействие человека с государством на конкретном, практическом уровне. Т.е., на примере практического  взаимодействия индивида с государственной машиной, режимом правления и политической сферой можно в целом раскрыть его глубинные представления о власти, ценностные ориентации, усвоенные нормы, политические цели и т.д. Политическая культура предстает перед нами как воспроизводимая на практике духовная программа, клише поведения людей; она отражает самые устоявшиеся индивидуальные черты поведения и сознания. 13

Развитие отечественной  политической культуры произошло относительно недавно. Одни ученые (Ф. Бурлацкий, А. Галкин) ограничивают предмет политической культуры сферой политического сознания, не принимая во внимание политическое поведение. Другие исследователи – Е. Егоров, Н. Кейзеров, М. Фарукшин, Э. Баталов – придерживались диаметрально противоположной точки зрения и включали в сферу политической культуры политическое поведение. Выдающийся ученый и исследователь Э. Баталов считал политическую культуру  системой исторически сложившихся  и относительно устойчивых представлений, установок, моделей поведения, проявляющихся в результате практической деятельности субъектов политического процесса.14

 

 

2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И  ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1. Понятие политической  культуры

 

Политика, как разветвленный  тип деятельности (и как профессия) должна иметь определенную культуру. Но в отношении политической культуры существуют очень большие разногласия  относительно понятия, определения  культуры. Некоторые исследователи  насчитывают более 30 определений  политической культуры.

На мой взгляд, для более  полного понимания культуры политической, необходимо отдельно разобрать термин и стоящий за ним смысл слова  «культура». Этот термин произошел  от латинского языка; его значения трактуют как возделывание, почитание, развитие, образование воспитание. Философы определяют культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Т.е., можно раскрыть термин «культура» как некую совокупность духовных и материальных ценностей, передающихся из поколения в поколения, в которых содержатся результаты людей по действию в определенных сферах общественной жизни. 

Деятельность людей в  политической сфере составляют определенные системы идей, нормы поведения, работа специальных институтов. Все это  – исторический опыт людей, конкретных групп общества; это решения определенных проблем; директивы по способам поведения  в различных ситуациях. Исходя из всего этого, можно сказать, что  политическая культура  состоит  из множества стереотипов политического  сознания и поведения, которые присущи  и всему обществу и отдельным  его структурам. Т.е. «политическая  культура» есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

Здесь необходимо выделить слово «стереотип». Т.к. в культуре считается выполненным и устоявшимся  только то, что прочно вошло в  сознание, быт и поведение людей, областью изучения политической культуры правильно было бы считать не все  проявления политического сознания и поведения, а только те их аспекты, которые монолитно утвердились  в «умах» людей и использование  которых типично для определенных общественных слоев. Таким образом, политическая культура является неким  неделимым слепком, не меняющимся на протяжении длительного времени, который  включает в себя устойчивые формы  политического сознания и политического  поведения.

Т.к. одной из важнейших  функций политической культуры служит обеспечение взаимодействия личности и политической власти и укрепления связей между ними, в большинстве определений присутствует ссылка на это свойство:

  •  Г.Алмонд: «особая модель ориентации в политических действиях»15;
  •  Л. Пай: «система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу и которые обеспечивают принятие основополагающих правил, направляющих поведение в политической системе»16;
  •  С. Верба: «система убеждений о моделях политического поведения и политических институтах»17;
  •  В. Розенбаум: «модель ориентации и поведения в политике»18;
  •  Е. Вятр: «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан»19;
  •  Н.Кейзеров: «идеологическое, надстроечное явление, особая разновидность культуры, качество, способ (формы, уровни и т.д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых и общественных интересов…»20;
  •  К.Гаджиев: «ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения»21.

Довольно сложно запутаться в многочисленных толкованиях термина  «политическая культура», но в среде  политологов и в специальной  литературе мы можем видеть, что  классическим считают определение, которое дают американские социологи  Г. Пауэлл и Г. Алмонд: «политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Т.е., определение, данное этими учеными, акцентирует внимание на субъективной стороне политической культуры.

Также необходимо отметить разницу между понятиями «политическое  сознание» и «политическая культура». Политическое сознание – это процесс  отражения политики в сознании людей. А с помощью политической культуры феномен политики реализуется и  закрепляется в нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов.

Современные представления  о политической культуре исходят  из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического  и практического, деятельного. Формирование политической культуры человека или  социальной общности, политическая социализация рассматривается как деятельный процесс. Способность того или иного  феномена стать элементом политической культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов  деятельности.

 

2.2. Структура политической  культуры

Структура политической культуры довольно разветвленная и объемная. Это связано во многом с тем, что  политическая культура является многоуровневой дисциплиной, которая изучает   разнообразные связи  в огромном множестве политических и социальных процессов. Структура служит для выражения поведения политических субъектов, этапов развития политической культуры отдельных государств, а также для выделения характера у различных ценностей.

У. Розембаум писал, что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры»22. Он также разделил эти ориентации на несколько частей:

  • ориентация относительно институтов государственного управления. Эта часть выражает оценку различных требований к государственной власти в сфере принятия ее решений и оценки их эффективности; отношение к политическому режиму;

  • ориентация относительно «других» в политической системе. Сюда можно включит политическую веру, т.е. убежденность индивида в положительных либо отрицательных последствиях действий взаимодействующих с ним людей; политическую идентификацию, т.е. понимание принадлежности к каким-либо государствам, нациям, общностям, а также совокупность субъективных выводов и методов относительно сложившегося строя и правопорядка;

  • ориентация относительно собственной политической деятельности индивида: оценка своего уровня профессионализма и компетенции в политической сфере, убежденность в своей способности влиять на политические институты.

Разнообразные ориентиры  и ценности политики создают структуру  политической культуры исходя из различного предназначения и роли  их при  формировании политических действий индивида. С учетом этого выделяются три  типа ценностей: политические, гражданские  и мировоззренческие. Мировоззренческие  ценности представляют собой некую  картину действительности, в которую  включено субъективное представление  о политике конкретного человека. Т.е. основываясь на этих ценностях, индивид соотносит свои моральные и этические представления о жизни с политической сферой. А с помощью гражданских ценностей человек оценивает свои шансы с позиции субъекта публичной жизни, который взаимодействует с определенными политическими институтами, непосредственно влияющими на его жизнь. Политические ценности есть отражения представления и оценки индивидом определенных партий, движений, деятелей, органов и т.д. Таким образом, можно сказать, что политические ценности влияют на отношения человека к практической сфере политики.

Информация о работе Понятие, структура и функции политической культуры