Понятие, структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:13, реферат

Описание

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Именно поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах.
Политическая культура наряду с политической психологией и этикой является важнейшей стороной гуманитарного, субъективного измерения политики.

Содержание

1. Концепции политической культуры
1.1. Политика и культура
1.2. Предпосылки создания теории политической культуры
1.3. Концепции политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
1.4. Развитие концепции политической культуры современной наукой
2. Понятие, структура и функции политической культуры
2.1. Понятие политической культуры
2.2. Структура политической культуры
2.3. Функции политической культуры
3. Типы политической культуры
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 64.69 Кб (Скачать документ)

   В современном обществе  господствуют и взаимодействуют  два основных типа политической  культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

   Достоинством первого типа политической культуры служит её способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид- непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.

   Поскольку социально-политическая  инициатива и действующий в  политике человек оказываются  в такой ситуации оторванными  друг от друга, привести в  движение большую массу людей  в этом случае возможно только  при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности  в функционировании политического  механизма. Необходимым компонентом  такого типа упорядочения социальных  связей служит жесткая, всё  нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия  политических решений во всё  более сужающемся круге доверенных, посвящённых лиц.

   Инициатива как  политическое качество уходит  из общества, заменяется дисциплиной,  исполнительностью, работой по  реализации очередных указаний  и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растёт и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти- в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающий этот пост.

   Политический культ - зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своём длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование исторического и политического опыта, целеустремлённость. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудно изживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.

   В активистской  политической культуре основным  источником политического действия  становится человек, а важнейшим  критерием оценки политической  организации служит её способность  инициировать активное политическое  действие.

    Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре формам выражения, чем предшествующий ей тип. Для замены простой исполнительности квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причём ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации политических процессов.

    Смена типов политической культуры, какой бы острой ни была в этом необходимость, требует определённого времени. Чертами перехода служат многообразие политических ориентаций при отсутствии определённого и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия, типа голодовок, забастовок и др. В свою очередь власти в этот период идут на использование уголовных и административных мер, там, где можно применять политические, и т.д.

   Решающее значение  для определения типа политической  культуры имеет сочетание между  теми элементами политических  отношений, которые связаны с  прошлым, настоящим и будущим  политики. Оптимальным является  такое состояние, когда элементы  политической культуры связаны  со всеми этими аспектами бытия.  Т.е. через традицию, разнообразные  компоненты исторического опыта  политическая культура связана  с прошлым, с помощью норм, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации она способна влиять на будущие политические события и процессы.

   Национальные типологии политической культуры определяют следующие обстоятельства:

  • особое, свойственное именно данному народу сочетание ценностей, выражающееся в доминировании одних ценностей, в приниженности, неактуализированности других;
  • влияние исповедуемой данным народом религии;
  • особенности исторического опыта, которым обладает национальная общность.

   При этом решающее значение  для определения специфического  облика, типа политической культуры (да и вообще культуры) имеет  взаимодействие трёх основных  характеристик:

  • её ориентация на господство или подчинение окружающей среде;
  • временная ориентация политических действий;
  • значение, которое придаётся действию, налаживанию и поддержанию горизонтальных или вертикальных связей между людьми в сообществе.

  Всё многообразие  национальных типологий политической  культуры варьируется в пределах  трёх основных типов:

  • либерально-демократический;
  • авторитарный;
  • тоталитарный.

   И в отечественной, и  в зарубежной политологической  литературе давно существует  традиция изучения, сравнительного  анализа различных национальных  типов политической культуры. Использование  полученных результатов помогает  лучше понять корни многих  политических событий, предвидеть  многие политические процессы, выработать  механизм воздействия на политическое  поведение.

   Так, отмечается, что политическая  культура англичан отличается  своеобразной иерархией политических  ценностей:

  • милосердие правительства;
  • свобода;
  • неприятие равенства;
  • личная неприкосновенность;
  • диффузия руководства, власти;
  • пределы власти правительства;
  • благосостояние;
  • внешняя оборона;
  • эволюция и ассимиляция.

    В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции.

    Политическая культура французов характеризуется:

  • слабостью традиции сдержанности и терпимости;
  • склонностью к идеологизации политических интересов;
  • развитым чувством принадлежности к единой нации;
  • твёрдой республиканской традицией;
  • уважением прав меньшинства и оппозиции.

Существуют и другие виды типологизации политической культуры. Например, У. Розембаум развил концепцию  Алмонда. В его классификации  присутствуют два типа: фрагментированный  и интегрированный, а между двумя  этими типами существует множество  промежуточных вариаций.   Фрагментированный  тип политической культуры характеризуется, главным образом, отсутствием согласия в сфере политического  устройства общества. Этот тип господствует в  большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит  заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это  создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д. Интегрированный  тип отличается сравнительно высокой  степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности)26.

Д. Элейзар предложил свою типологию политической культуры. В  ее основе три главных типа: моралистический, индивидуалистический и традиционный. У. Блюм признавал только либеральный  и коллективистский тип политической культуры.

Перечисленные виды типологизации  позволяют сделать вывод, что  существует множество довольно развитых концепций типов политической культуры. Каждый исследователь акцентировал внимание на чем-то особенном, и подробно изучив все основные типы можно получить целостное представление о типологизации  политической культуры, а значит и  лучше понять ее структуру и сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия пяти нация // Антология мировой политической мысли в 5-и т. Т.2

2. Алмонд Г.А. Верба  С. Гражданская культура и стабильность демократии/ Политические исследования. 1992. № 4

3. Андреев С.С. Политическое  сознание и политическое поведение  // СПН. 1993. №8.

4.Баталов Э. Политическая  культура России сквозь призму  civic culture/  Баталов Э.//  "Pro et Contra" – Т. 7. – 2002. – №3.

5. Баталов Э.Я. Политическая  культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики. Выпуск ХII. Ч II. М., 1990

6. Баталов Э.Я. Политическая  культура современного американского  общества. М., 1990

7.  Бердяев Н.А. О  культуре // Бердяев Н.А. Философия  творчества, культуры и искусства.  М., 1994. Т.1.

8. Вебер М. Избранные  произведения. М.,1990.

9. Вятр Е. Социология  политических отношений. М.,1979.

10. Гаджиев К. С. Введение  в политическую науку/ К. С.  Гаджиев. – М. : Логос, 1999.

11.  Гаджиев  К.С. Политическая культура: концептуальный  аспект //Полис, 1991, №6

12. Гаджиев К. Политическая культура: теории и национальные модели. М.,1994.

13. Голиков И.Н. Политическое  поведение. Новосибирск, 1990.

14 Гудименко Д. Политическая  культура России: преемственность  эпох // Полис. 1994. №2

15. Доган М., Пеласси Д.  Сравнительная политическая социология. М., 1994.

16. Кейзеров Н. Политическая  и правовая культура. М.,1983.

17. КейзеровН.М. - О соотношении  гражданской и политической культур.  Социолого-политические науки.; 1991. №7 - с. 121-128.

18. Кравченко В.И. Политическая  культура как отражение политико-коммуникативной  реальности общества / В.И. Кравченко. - СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2004.: (Тр. Актуальные  проблемы теории коммуникации).

19. Липсет С.М. Роль политической  культуры // Век ХХ и мир. 1994

20. Малетин С. С. Политология.  Авторизованное учебное пособий  для студентов заочного отделения/  С. С.   Малетин. – Новосибирск. : Изд-во Сибирского ун-та потреб.  кооперации, 1998.

21. Мельвиль А.  Политические ценности и ориентации  и политические институты // Россия  политическая. М. 1998.

22. Пивоваров  Ю.С. Концепция политической культуры в современной науке //Политическая наука: Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. М. 1996.

23. Рябов А., Чистяков В. - Политическая культура. Вестник  МГУ.; 1994. №1 - с. 49-60.

24. Соловьев А.И. Политическая  культура: Проблемное поле метатеории // Вестник Московского ун-та. Серия  12. 1995. №2,3

25. Соловьев А.И. Политология.  Политическая теория. Политические  технологии / Соловьев А.И. – М. :Аспект пресс, 2000. – 389 С.

26. Стрежнева М.В. Политическая  культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия  // Общественные науки и современность. 2002. №5.

27. Фадеева Л.А. Политическая  культура. Курс лекций. Пермь. 2000.

28. Фарукшин М.Х. Политическая  культура общества // СПН. 1991. №4.

29. Шварценберг Р.-Ж. Политическая  социология. Т.2. М., 1993.

30. Шегорцов В.А. Политическая  культура: модели и реальность. М., 1990.

31. Шутов А.Ю. Типология  политических процессов (социокультурный  контекст) // Вест. МУ. Сер. 12. 1994. №2.

1 Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture/  Баталов Э.//  "Pro et Contra" – Т. 7. – 2002. – №3.

2 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства. // Т. Гоббс . Сочинения: В 2 т. – Т.2. -М.,1991.

3 Конт О. Дух позитивной философии. // О. Конт. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 162 С.

4 Спенсер Г. Личность и государство. // Свободная мысль. – 1991. – № 13.

5 Дюркгейм Э. разделении общественного труда. Метод социологии // Э. Дюрггейм. – М.: Наука, 1991. – 576 С.

6 Политическая культура как отражение политико-коммуникативной  реальности общества / В.И. Кравченко. - СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2004.- С.138.: (Тр. Актуальные проблемы теории коммуникации).

7 Эпистемология: раздел философии, имеющий дело с природой знания, его достижимостью, адекватностью поставленной познавательной задаче, отношением знания к реальности.

8 Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия // Общественные науки и современность. 2002. №5 – С. 142.

9 Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии / Соловьев А.И. – М. :Аспект пресс, 2000. – 389 С.

Информация о работе Понятие, структура и функции политической культуры