Понятие, структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:13, реферат

Описание

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Именно поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах.
Политическая культура наряду с политической психологией и этикой является важнейшей стороной гуманитарного, субъективного измерения политики.

Содержание

1. Концепции политической культуры
1.1. Политика и культура
1.2. Предпосылки создания теории политической культуры
1.3. Концепции политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
1.4. Развитие концепции политической культуры современной наукой
2. Понятие, структура и функции политической культуры
2.1. Понятие политической культуры
2.2. Структура политической культуры
2.3. Функции политической культуры
3. Типы политической культуры
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 64.69 Кб (Скачать документ)

Но даже на каждом отдельном  взятом уровне у индивида складываются разнообразные, а иногда и диаметрально противоположные представления. Еще  одной особенностью данного структурирования является то, что изменения позиций  в каждой конкретной категории ценностей  происходит неравномерно. И если, например, конкретное отношение к какой-либо партии или политическому решению, принятому политическим субъектом, может меняться с завидной очередностью, то мировоззренческие ценности, вроде  переосмысления истории, происходят гораздо  реже. Это придает некую внутреннюю противоречивость процессу формирования и восприятия политической культуры.

Другим, тоже довольно типичным примером структурирования политической культуры является различие политического  поведения и ценностей у людей, принадлежащих к разным общественным группам, разделенным по множеству  признаков (социальным, демографическим, религиозным). Т.е. политическая культура рассматривается как конгломерат  субкультур, характеризующих субъективное представление этих общественных групп  к различным политическим явлениям и процессам. Этот подход можно проиллюстрировать  на примерах различных стран. Допустим, в Азербайджане наибольшим влиянием обладают этнические субкультуры, а  в Ливане, Катаре, ОАЭ – религиозные. И при  такой структуре, основанной на различиях между субкультурами, большое влияние приобретают личностные и харизматические особенности политических лидеров и элитарных групп, т.к. эти факторы больше всего  способствуют выражению воли и интересов рядовых граждан, а, следовательно, росту легитимности.

Также структуру политической культуры можно разделить на следующие  элементы: когнитивный (англ. соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Рассмотрим эти элементы в отдельности:

Когнитивный элемент политической культуры составляют наиболее распространенные и укоренившиеся  в обществе, а  также характерные для определенной социальной группы типичные, устоявшиеся  представления о деятельности в  политической сфере: о политической системе и ее специфических институтах; о политическом режиме, механизме  власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях  властных полномочий; о собственном  месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в  политической деятельности. Т.е. когнитивный  элемент – это совокупность стереотипов  политического сознания. Стереотипы политического сознания могут принимать  и форму теоретического материала, и форму обыденных представлений. Но в основе  когнитивного элемента всегда заложена информация, причем любая: это и достоверные факты, и  недостоверные, а также заведомо ложное знание и всевозможные слухи. Однако тот индивид, который использует в своей деятельности эти стереотипы, неважно ложные они или нет, руководствуется  ими «без оглядки», считая их наиболее правильными. Стереотипы политического  сознания и поведения очень широко влияют на суть политического процесса, внося в него элемент прогнозируемости и последовательности;

Нормативно-оценочный компонент  политической культуры образуется на основе политических ценностей, норм, идеалов и целей, характерных  для определенного общества, социальной группы или конкретного индивида. На основе нормативно-оценочного элемента отдельный субъект дает оценку происходящему: политическим отношениям, политическому процессу; определяет уровень соответствия различных явлений своему собственному, субъективному конгломерату социально-политических оценок и идеалов. Т.е. этот элемент выступает в роли своеобразного эталона, высшей цели политики. Содержание ценностных ориентаций и обуславливает место политической сферы в жизни общества, социальной группы и отдельных индивидов. 

Эмоционально-психологический  элемент политической культуры составляют чувства, эмоции и переживания, испытываемые социальными субъектами во время  их  участия в политическом процессе. Жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к Родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед, мучительные переживания в связи с постигшим поражением – все это и многое другое относится к таким чувствам и переживаниям. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют обязательную сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически все проявления социальной активности субъекта, и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

Эмоционально-психологический  компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются они на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в  их структуре отсутствует рациональное содержание, и что их следует полностью  отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политического поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого, нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа, принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.

Установочно-поведенческий  элемент политической культуры образуется из политических установок и соответствующих  им стереотипов поведения, которые  помогают трансляции таких теоретических  моментов как представления и  ценности в русло практической деятельности. Для более полного понимания  установочно-поведенческого элемента политической культуры, на мой взгляд, нужно отдельно рассмотреть два  понятия – политическая установка  и политическое поведение. Первый термин можно раскрыть как отношение субъекта к политическим явлениям, второй – определенный  способ реагирования субъекта на происходящие события. Эти два понятия находятся в своеобразном симбиозе; они создают долговременные стереотипы, играющие значительную роль в политической культуре на всех уровнях – от общества до конкретного индивида.

Все рассмотренные элементы политической культуры вполне самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, они тесно переплетаются, образуя  определенную целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей  и убеждений, эмоциональных состояний  и психологических чувств, позиций  и установок, доминирующих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

 

2.3. Функции политической  культуры

Воплощая ценностно-смысловую  детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях.23

Политической культуре, как  и любой другой науке, свойственны  определенные функции:

  • ориентации – понимание индивидом собственных возможностей для решения задач в сфере своих прав и свобод в конкретной политической ситуации. Характеризует влечение человека к смысловому отображению политических явлений и феноменов;
  • идентификации – реализует постоянную потребность индивида быть включенным в какую-либо группу, а также наиболее приемлемые способы отстаивания в этой группе своих интересов;
  • программирования (предписания) – служит для расстановки своеобразных приоритетов в области ориентаций, представлений и норм. Задает вектор и границы конструктивного поведения индивида;
  • социализации – развивает определенные навыки и умения у индивида, которые он использует для реализации своих прав и интересов при различных системах власти;
  • адаптации – выражает необходимость индивида подстраиваться под изменения в политической сфере, чтобы осуществлять свои функции и права;
  • интеграции - обеспечивает возможность сосуществования и симбиоза различных групп в пределах одной властной системы, а также сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникации - на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов, других языковых средств и видов информации обеспечивает взаимодействие всех институтов и субъектов властных отношений.

Специфика политической культуры состоит в том, что при реализации ее функций происходит тройственное влияние на политическую жизнь. Во-первых, политическая культура может воспроизводить старые, устоявшиеся стереотипы политической жизни. Учитывая тот факт, что ценностные мотивации подобного рода очень  устойчивы, то такая возможность  сохраняется даже при кардинальных изменениях, внутренних или внешних (будь-то изменение политического  режима). Поэтому, при проведении реформ, меняющих привычный уклад общественно-политической жизни, определенные слои общества будут  «держаться корней», т.е. поддерживать старые порядки, и не принимать новые.

Во-вторых, политическая культура способна порождать абсолютно новые, нетрадиционные, оригинальные формы  общественно-политического устройства, что приводит к  непредсказуемым  изменениям в политической жизни, а  в-третьих, политическая культура способна комбинировать устаревшие, консервативные идеи и формы с новаторскими, создавая при этом некий компромиссный  вариант.

В различных политических системах, исторических условиях, а  в особенности при смене политического  режима, некоторые из функций политической культура могут либо «набирать обороты», становясь более влиятельными и  важными в конкретный период, либо наоборот, снижать свой вес, относительно других функций. Например, на стыке  каких-либо глобальных исторических  и политических событий, на переходном этапе, резко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

 

3. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура в  большой степени зависит от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними). Для  более удобного изучения и классифицирования  политической культуры на больших участках исторических периодов, политических «эпох», общественных формаций вводится понятие типа политической культуры. Тип политической культуры используется для фиксирования общих черт политического  сознания и поведения у людей, живущих на срезе одной исторической эпохи, принадлежащих к похожим  слоям общества и имеющим схожие клише поведения и реакции  на события, происходящие в политической сфере. Учитывая тот факт, что критериев, по которым строятся различные  типы политической культуры, достаточно много (это и исторические эпохи, и всевозможные формы отношения к политике, и  характер политической деятельности, и социальные слои и группы, составляющие политику, различия между регионами  и мировоззренческими позициями), то и самих типов политической культуры, соответственно, должно быть довольно весомое количество.

Существую различные подходы  к классификации типов политических культур. Например, марксистский подход, согласно которому политические культуры, существующие в одном и том  же типе общества, имеют существенные сходства, таким образом, этот подход выделяет три типа политической культуры: рабовладельческого, феодального и  буржуазного общества.

Наиболее разработанную  классификацию политических культур  на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его  мнению, рабовладельческому и феодальному  обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан24.

В современной политологии  для анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Верба25. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определённому времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

● патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;

● подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;

● активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;

Патриархальная,  или  приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

Информация о работе Понятие, структура и функции политической культуры