Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:32, курсовая работа
С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе, в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. Общая характеристика поощрения и наказания.…………………….……..5
2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории………………………….…………………………………….……10
2.1 Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода …………………..……………………………………………....10
2.2 Признаки и функции поощрений. Структура поощрительных норм …………………………………………………………………………...12
2.2.1 Признаки и функции правовых поощрений…………………...12
2.2.2 Структура поощрительных норм……………………………….20
2.3 Соотношение поощрений и наказание в праве……….…………….. .27
3. Поощрения и наказания как санкции нормы права…..………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………..……37
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра государственно-правовых
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: « Поощрение и наказание в праве»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Общая характеристика поощрения и наказания.…………………….……..5
2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории………………………….…………………………
2.1 Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода …………………..……………………………………………....
2.2 Признаки и функции поощрений. Структура поощрительных норм …………………………………………………………………………..
2.2.1 Признаки и функции правовых поощрений…………………...12
2.2.2 Структура поощрительных норм……………………………….20
2.3 Соотношение поощрений и наказание в праве……….…………….. .27
3. Поощрения и наказания как санкции нормы права…..………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………..……37
Введение
С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе, в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.
В укрупненном виде можно выделить две основные концепции по поводу содержательного аспекта стимулирования. Одна группа авторов придерживается узкой трактовки этого термина, связывая стимулирование лишь с таким способом воздействия, как поощрение. Так В.Н. Кудрявцев вполне однозначно пишет: «Ясно, что правовое стимулирование- это поощрение за определенную заслугу». Другие авторы рассматривают стимулирование в более широком плане - в виде синтетического способа воздействия, объединяющего в себе меры как поощрения, так и принуждения.
По моему мнению, узкое понимание данного метода отражает лишь часть сложного и многогранного процесса стимулирования, который представляет собой побуждение к определенным действиям и, в конечном счете, к результатам, в которых заинтересован субъект управления. Считается, что такое побуждение может осуществляться и «кнутом», и «пряником» - как с помощью угрозы наступления неблагоприятных воздействий за невыполнение юридических обязанностей или за ненадлежащее их выполнение, так и с помощью меры поощрения, предоставление льгот, преимуществ.
В юридической литературе отмечается, что метод поощрения является одним из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё более привлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжают оставаться вне поля зрения.
1.Общая характеристика поощрения и наказания в праве
Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая (прескриптивиая). Если первый вид информации, как правило, устанавливается в преамбулах, нормах-дефинициях и описывает состояние какого-либо объекта, то второй вид сосредоточен в конкретных прямо воздействующих на интересы личности правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п.
Правовой институт поощрения является межотраслевым. Оно может осуществляться на основании норм административного, трудового, конституционного, муниципального, уголовно-исполнительного, финансового, экологического и других отраслей права. В тех отраслях, где регламентируются отношения приобретения и распределения объектов, представляющих хозяйственную ценность для государства, последнее выполняет функции содействия воспроизводству и развитию деятельности поощряемого субъектов в целях достижения запрограммированного результата: производится защита иностранных инвестиций, предоставление инвестиционного налогового кредита, отсрочка и рассрочка в уплате налогов и сборов, предоставление на льготных условиях природных ресурсов и др. В иных случаях о поощряемом запрограммированном результате говорить не приходится, ибо действие, влекущее позитивный эффект, совершается за рамками обычно предъявляемых требований.
Наказание – это ограничение на уровне санкции. Малько пишет: «Правовое наказание есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается»[1,741]. Далеко не случайно слово «стимул» в словаре толкуется как поощрение, а понятие «поощрение» употребляется в паре с «наказанием». Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
Поощрение, осуществляемое на основании норм административного права, в отличие от конституционно-правового поощрения (где представители государственной администрации обеспечивают деятельность высших органов власти по награждению за публичные заслуги гуманитарного характера, а также деяния в пользу общества и государства), производится за заслуги при реализации функций исполнительной власти.
Основные отличия поощрения в конституционном и административном праве проявляются в следующем.
1) Дифференцирована нормативно-правовая основа.
Президент России, выполняя предоставленные ему п. б ст. 89 Конституции Российской Федерации полномочия, осуществляет награждение государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ. Он не действует в системе исполнительной власти и поощряет за выдающиеся заслуги в отдельных отраслях деятельности, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Отношения поощрения со стороны государственной администрации регулируются специальными нормативными правовыми актами: ФКЗ О Правительстве Российской Федерации, Законом РФ Об установлении почетных званий Летчик-космонавт РФ, Заслуженный военный летчик РФ и Заслуженный военный штурман РФ от 20 марта 1992 г., ФЗ Об основах государственной службы РФ, О службе в таможенных органах РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и др. Широко развитым является установление поощрительных норм в уставах и положениях о дисциплине, а также актах об отдельных отраслевых наградах: Положениях о нагрудных знаках Отличник таможенной службы, Почетный таможенник России, Положении об отраслевых наградах Минобразования России, Положении о почетной грамоте Минздрава России.
2) Поощрение по нормам конституционного и административного права институционально дифференцированно. Предварительными, организационными, вопросам награждения государственными наградами ведает Комиссия по государственным наградам РФ при Президенте России, Управление Президента России по государственным наградам. В системе исполнительной власти эти вопросы отнесены, как правило, к ведению кадровых служб соответствующих органов.
3) Целями конституционно-правового поощрения является признание выдающихся заслуг, как правило, совершенных однократно (геройский поступок, подвиг, решение стратегической государственной задачи и т.п.), являющихся всеобщим примером для подражания и повторения. Так, Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Однако героический поступок может совершить и государственный служащий и безработный, способствовать повышению авторитета государства может и сотрудник дипломатической службы и участник правозащитного движения. Их поступки в равной мере способствуют укреплению основ государственного устройства, и, следовательно, должны поощряться в особом порядке, определенном нормами конституционного права.
Целями поощрения по нормам административного права является признание заслуг при содействии реализации функций исполнительной власти, что не всегда носит выдающийся и однократный характер. Оно может состояться, например, за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике, правоохранительной и иных сферах деятельности.
4) Как следствие названного различия недифференцированность субъектного состава награждаемых в рамках конституционно-правового поощрения. В соответствии с Положением о Почетной грамоте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ею могут быть награждены российские граждане и организации, которые внесли большой вклад в развитие законодательства, обеспечение прав и свобод граждан России, укрепление демократии и местного самоуправления, а также граждане других государств за большой вклад в развитие парламентаризма в России.
Названные лица выполняли функции как в целях обеспечения и развития деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, так и в целом способствовали укреплению российской государственности. Такой вид поощрительной деятельности не всегда обусловлен профессиональным поведением награждаемых субъектов.
Круг возможных поощряемых субъектов на основании норм административного права, в большинстве случаев, специально заранее статусно определен. Ими являются лица, занимающие в органах исполнительной власти государственные должности категории А, государственные служащие. Нагрудным знаком Отличник таможенной службы награждаются сотрудники и работники таможенных органов и организаций ГТК России. Медалью имени К.Д. Ушинского могут быть награждены педагогические работники, работники методических учреждений и органов управления образованием, деятели науки. Почетной грамотой Минздрава России награждаются работники организаций системы здравоохранения, а также лица, способствующие развитию здравоохранения.
Очевидно, что не важно, включен ли субъект в штат органа исполнительной власти или такие отношения отсутствуют, ибо также возможно поощрение лиц, содействующих правоохранительным органам в реализации их функций.
Таким образом, можно утверждать о наличии поощрения, осуществляемого на основании норм административного права, в рамках которого для лиц, состоящих в отношениях организационного подчинения с руководством органов исполнительной власти следует выделить дисциплинарное поощрение (оппозиция дисциплинарному принуждению), а для лиц, содействующих выполнению государственной администрации в рамках иных организационно-правовых форм, - административно-правовое поощрение.
2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории