Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:32, курсовая работа
С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе, в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. Общая характеристика поощрения и наказания.…………………….……..5
2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории………………………….…………………………………….……10
2.1 Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода …………………..……………………………………………....10
2.2 Признаки и функции поощрений. Структура поощрительных норм …………………………………………………………………………...12
2.2.1 Признаки и функции правовых поощрений…………………...12
2.2.2 Структура поощрительных норм……………………………….20
2.3 Соотношение поощрений и наказание в праве……….…………….. .27
3. Поощрения и наказания как санкции нормы права…..………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………..……37
Одно из важнейших условий эффективности наград – своевременная их выдача. Данное положение сегодня далеко не всегда учитывается при вручении поощрений. Так, согласно статье 11 Положения о золотой и серебряной медали «За особые успехи в учении» и похвальной грамоте «За особые успехи в изучении отдельных предметов», утвержденного Приказом министра образования РФ 24 февраля 1995 г., подобные поощрительные меры «вручаются награжденным выпускникам вместе с документами об образовании по окончании итоговой аттестации».
Однако, как отмечается в прессе, золотых медалей пока не хватает на всех выпускников школ.
Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.
Думается, это далеко не всегда может считаться правильной практикой, ибо она вносит больше неясности, чем «экономии», в изложение юридических предписаний. К тому же иногда законодатель бывает просто непоследовательным в проведении данной «экономии».
В частности, в одном и том же Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» применяется разный подход к изложению различных санкций – мер поощрения и наказания, относящихся непосредственно к урегулированию деятельности государственного служащего. Так, в статье 13 законодатель, излагая модель заслуженного поведения, фиксирует "вместе с тем, что «виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». А в следующей же статье 14 («Ответственность государственного служащего») он закрепляет не только модели правонарушений, но и конкретные меры дисциплинарного взыскания, которые возлагаются на нерадивого государственного служащего. То же самое имеет место и в проекте Трудового кодекса Российской Федерации, в статье 91 которого прямо сказано, что «виды поощрений работников за труд определяются в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия», а в статье 92 модельные меры дисциплинарного взыскания перечисляются.
Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима.
Важно также провести определенную работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев заметил, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».
Существует потребность в проведении тематической инкорпорации типа: «Поощрения в России», «Поощрения в сфере военной службы», «Поощрения в трудовой сфере», «Государственные премии РФ» и т.п.
Задача состоит не только в том, чтобы повышать эффективность уже действующих правовых форм поощрения, но и в том, чтобы искать дополнительные стимулирующие резервы. В частности, следует поддержать мнения, высказанные в литературе, что давно назрела потребность в подготовке Общего положения о Почетных грамотах, о нагрудных знаках, о присвоении звания почетного гражданина города, района в РФ, о конкурсе на лучший законопроект и других нормативных актов".
На региональном уровне можно шире и более четко применять как государственные, так и негосударственные меры поощрения. Например, за ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, рациональное ресурсоиспользование и т.д.
2.2.2 Структура поощрительных норм
Механизм поощрительного воздействия на общественные отношения неразрывно связан со структурой поощрительных норм, так как поощрительный характер «закодирован» в норму с помощью составляющих ее элементов и особенностей их взаимодействия. Структура поощрительной, как и любой другой правовой нормы, подчинена общей логике взаимодействия информационных элементов, ее способности регулировать поведение людей.
Структура нормы не произвольна , она всегда объективно необходима, закономерна и не зависит от субъективного отношения тех или иных лиц. Такая закономерность выражается в зависимости этой структуры от особенностей регулируемых правовыми нормами общественных отношений. Поэтому структура поощрительных норм должна отличатся от структуры иных правовых норм, например охранительных, которые регулируют общественные отношения абсолютно иного характера и воздействие которых основано на применении принудительных мер. Кроме того, чтобы решить проблему структуры поощрительной нормы, нужно «правильно смоделировать регулирующие, и в первую очередь стимулирующие, свойства этих норм, их «потенцию», особенности и качественное своеобразие»
Дробление поощрительной нормы на отдельные более мелкие элементы и даже звенья затрудняет выяснение специфики механизма поощрительного воздействия. Поощрительная норма проявляет свои качества не в каждом структурном элементе или звене, а только в их соединении и представляет собой весьма сложное сочетание предписаний, «образующих целостный комплекс и именно в своей целостности обеспечивающих с правовой стороны проведение в жизнь начал материальной и моральной заинтересованности, которые выражены в поощрении.»
Кроме того, для определения структуры поощрительной нормы важное значение имеет уточнение такого обстоятельства: кто является адресатом это нормы? В юридической науке общепринята двухсторонняя направленность правовых норм- одновременно в адрес субъекта и объекта управления, одной и другой стороны договора и т.п. Следовательно, если одна сторона наделяется юридической обязанностью, то другая- корреспондирующим правом.
По поводу адресатов поощрительной нормы в литературе высказаны разные мнения. С.С.Алексеев считает, что поощрительные нормы «являются императивными нормами, обращенными к государственным органам». Аналогичную позицию занимает В.М.Баранов. Именно такой смысл вытекает из даваемого им определения поощрительной нормы как указания «общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения».С этих позиций данными авторами дается и анализ структуры поощрительной нормы: при наличии определенных оснований компетентный орган имеет право (обязан) предоставить меру поощрения.
Иную позицию занимает В.М.Галкин, который видит у поощрительной нормы двух адресатов. Ближний (но не главный!) адресат- властный субъект, который уполномочивается или обязывается государством применить поощрительную норму. Главным же адресатом являются заинтересованные лица, от которых ожидается поощрительное поведение. Применение поощрительных мер является лишь реакцией на такое поведение. Данная точка зрения мне предоставляется более логичной и соответственно более предпочтительней. Дело в том, что поощрительные нормы устанавливаются не для того, чтобы в первую очередь должностные лица выполняли соответствующую деятельность по поощрению, так как это промежуточная, а не основная задача, к решению которой стремится государство при принятии поощрительного нормативного акта. Главное заключается в другом- чтобы граждане или иные объекты управления совершали действия, в которых заинтересованы государство и общество. Поэтому именно к данным лицам, прежде всего направлен призыв поощрительной нормы.
Каждая поощрительная норма несет в себе определенную информацию, стержнем которой является правовая информация, где содержатся сведения:
a) О круге лиц, от которых ожидается поощряемое поведение;
b) Об условиях, при которых такое поведение может осуществляться;
c) О дозволении лицам совершения таких действий, в которых заинтересованно государство;
d) О показателях, при достижении которых предусматриваются меры поощрения;
e) О том или ином компетентном органе, решающем вопрос о предоставлении поощрения;
f) О правомочии или обязанности компетентного органа назначить меру поощрения;
g) О том или ином виде и конкретной мере поощрения, которую может использовать властный субъект.
Все эти сведения распределяются по структурным элементам поощрительной нормы, среди которых центральное место занимает ДИСПОЗИЦИЯ. Это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, приобретает свои регулирующие способности. Диспозиция- это всегда модель правомерного поведения. В силу этих обстоятельств прослеживается тесная связь диспозиции правовой нормы с целью, которую имело государство при принятии нормы. Цель- выступает в качестве причины, основания возникновения диспозиции, а реализация диспозиции- это средство достижения цели. Цель государства, задуманная при издании поощрительной нормы, реализуется в момент достижения объектами управления результатов, показателей, определенных в норме. Компетентному органу остается лишь реализовать свое право или выполнять обязанность по поощрению лица за это достижение. Главным здесь является не награждение достойных лиц, а непосредственно проявление ими активности, совершение полезных действий, одобряемых государством. Главное в поощрительной политике государства- это совершение людьми действий, в которых государство заинтересованно. Содержанием диспозиции поощрительной нормы следует считать указание не на характер, размер и вид поощрения, а на показатели, результаты, параметры желательного поощрения, достижение которых одновременно является и целью деятельности государства. При обращении государства к гражданину цель управленческого воздействия не может выражаться ни в гипотезе, ни в санкции правовой нормы.
Особенность диспозиции поощрительной нормы состоит в том, что объект управления- основной адресат нормы не обязан ( в юридическом смысле), а имеет право совершить поощряемое действие. При этом компетентные органы и должностные лица не имеют права требовать их совершения .
Это свойство в равной мере относится к обоим типам поощрительных норм (А и Б). Диспозиция- это описание «требуемых» действий, термин «требуемых» нужно применять в широком смысле, как действие правомерных, позитивных, ненаказуемых и т.д., то есть действий, признанных государством соответствующими интересам общества. Действительно, на примере поощрительных норм нельзя считать, что государство требует от граждан- объектов управления выполнение действий, в которых оно заинтересованно. Государство ДОЗВОЛЯЕТ их совершать.
В отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: « действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата. Кстати, это характерно для любой правовой нормы, содержащей дозволение, где информация не несет характера команды. В поощрительной норме под воздействием стимулов осознание выгодности, удобства и т.п. приводит к «самокомандыванию в сознании человека»
Сведения об условиях, в которых поощряемое поведение может осуществляться, должно быть отнесено к ГИПОТЕЗЕ поощрительной нормы. В юридической литературе этот структурный элемент также понимается неоднозначно. Многие авторы подразумевают под гипотезой конкретный юридический факт, влекущий юридические последствия. Однако высказаны и иные взгляды, трактующие гипотезу более широко. По мнению Ф.Н.Фаткуллина , в гипотезе правовой нормы «содержится указание на те жизненные ситуации, при которых приходит в рабочее состояние, «срабатывает» ее диспозиция» Такую же позицию занимают и ряд других авторов. По их представлению, в соотношении гипотезы и дисциплины нет тесной связи (если…,то…») с обязательным «то». Но и по средством такой гипотезы определенный вариант поведения «привязывается» к конкретной жизненной ситуацией, к конкретному субъекту, времени и месту. Как замечает В.К.Бабаев, «ее предположительный характер не ставит под сомнение достоверность существования обстоятельств, с которыми связывается действие (недействие) правила поведения, и не колеблет поэтому его обязательности, а подчеркивает лишь ситуативность этих обстоятельств».
Анализ условий действия поощрительных норм мажет привести к мысли о том, что эти нормы «работают» в любых условиях. На этом основании некоторые авторы приходят к выводу о том, что «положение существенно меняется, когда регулируются общественные отношения непрерывного, постоянного характера. Регулирующие их нормы находятся в постоянном рабочем состоянии, для приведения их в движение вовсе не требуется наступления каких-то конкретных жизненных ситуаций. Поэтому в таких нормах не только могут не быть, а не могут быть гипотезы». Но все же с такими утверждениями согласиться нельзя, так как нет ни одного нормативного, в том числе поощрительного, предписания, из содержания которого не следовала бы воля законодателя об условиях действия донного предписания. Эти условия – могут быть всеобщими либо могут сводиться к указанию на субъективный состав ( граждане, военнослужащие, студенты и т.д.), но они непременно существуют, что так или иначе отражено в содержании юридической нормы.
Таким образом, гипотезой поощрительной нормы будет не указание на условия, достижение которых влечет или может повлечь поощрение, а указание на жизненные обстоятельства, в которых основной адресат может руководствоваться требованиями диспозиции,- то есть на то, в какой ситуации объект управления имеет право совершать поощряемые действия. Если налицо указанные условия, вопрос о необходимости совершения тех или иных действий, в которых заинтересовано государство, решает только основной адресат поощрительной нормы, и никто иной.
Основной интерес, а также важное теоретическое и практическое значение представляет проблема САНКЦИЙ поощрительной нормы. В часть правовой нормы, указывающую на меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. По их мнению, санкция правовой нормы- Это всегда мера государственного принуждения, применяемая в случае правонарушения, что, как они полагают, и придает социальной норме правовой характер.