Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:32, курсовая работа
С методом поощрения самым непосредственным образом связан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и тексте законодательных актов, в научной литературе, в публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другими методами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующем механизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенное мнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. Общая характеристика поощрения и наказания.…………………….……..5
2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории………………………….…………………………………….……10
2.1 Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода …………………..……………………………………………....10
2.2 Признаки и функции поощрений. Структура поощрительных норм …………………………………………………………………………...12
2.2.1 Признаки и функции правовых поощрений…………………...12
2.2.2 Структура поощрительных норм……………………………….20
2.3 Соотношение поощрений и наказание в праве……….…………….. .27
3. Поощрения и наказания как санкции нормы права…..………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………..……37
За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации".
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации".
Анализ данной статьи показывает, что меры поощрения "растут" прямо пропорционально "росту" заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально повышению общественной опасности, тяжести преступного деяния, вины.
В-пятых, поощрительные санкции во многих нормативных актах зачастую расположены рядом с мерами наказания (негативными санкциями). Например, в КЗоТ РФ (соответственно ст. 134 "Поощрения за особые трудовые заслуги" и ст. 135 "Взыскания за нарушение трудовой дисциплины"); в проекте Трудового кодекса РФ (ст. 91 "Поощрения за труд" и ст. 92 "Дисциплинарные взыскания"); в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 13 "Поощрения государственного служащего" и ст. 14 "Ответственность государственного служащего"), в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 41.6 "Поощрение работников" и ст. 41.7 "Дисциплинарная ответственность"), в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 37 "Меры поощрения и порядок их применения" и ст. 38 "Меры взыскания"), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 36 "Поощрения за успехи в служебной деятельности" и ст. 38 "Взыскания за нарушение служебной дисциплины") и т.д.
В некоторых же нормативных актах они установлены вообще в одной статье. Так, в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" о поощрениях и наказаниях говорится в ст. 16, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации они установлены в ст. 26. Такое рядоположение позволяет говорить о праве сосуществования вместе с негативными и поощрительных санкций.
В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.
Заключение
Поощрительный метод как один из методов государственного управления занимает самостоятельное место в системе управленческих методов и в соответствии с «разделением труда» играет важную, строго отведенную ему роль в осуществлении тех или иных государственных задач и функций.
Правовые поощрения и наказания не существуют друг без друга, но это не мешает каждой из этих категорий играть свою роль в социальном регулировании. Хотя одно не может обходиться без другого, никто не сможет оспорить утверждение, что в каждый период, в каждый момент истории законодатель может выбирать из этих двух инструментов тот, который ему кажется наиболее предпочтительным. Мы считаем, что сегодняшний законодатель, современная власть в нашей стране должна уделять как можно больше внимания методам стимулирования социального творчества, не зависимо от сферы его приложения.
Проблема исследования и эффективного использования поощрительного метода приобретает особое значение в новых условиях развития российского общества, так как возрастание роли стимуляционных механизмов в системе государственного управления самым тесным образом связанно с процессом углубления демократии. Систему поощрений нельзя рассматривать как застывшую, раз и навсегда данную реальность. Условия и показатели поощрения должны постоянно совершенствоваться и соответствовать изменению ситуации, общественным, групповым и личным потребностям. Иначе любой вид поощрения неминуемо придет в несоответствие с новым содержанием заинтересованности. Поэтому если возникают недостатки в системе поощрений, то это вовсе не значит, что метод поощрения себя изжил- просто данная система нуждается в совершенствовании, а иногда и в кардинальном пересмотре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ 2004 с.776
2. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2004 с.300
3. Теория государства и права: учебник для юридических вузов./ А.В.Венгеров. М: Юриспруденция 2000 528с.
4. Проблемы государства и права (Юриспруденции) /Ф.М.Райанов, М: Право и государство. 2003 с.304
5. Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов /Под общей ред. В.С.Нерсесянца. М: Норма.2004 832с.
6. Философия права: Учебник для вузов/В.С.Нерсесянц. М: Инфра. М. – Норма, 1997год 625с.
7. Толковый словарь русского языка: В 4 томах / под ред. Д.Ушакова. М: Терра, 1996
8. Морозова И.С. Льготы в Российском праве: проблемы эффективности // Правоведение 2001 год №4. с.39-50
9.Кисилёва О.М., Малько А.В. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект //Правоведение. 1999 №3 с.32-41.
10. Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение. 2004 №1 с.164-173
11.Малько А.В. Субъективное право и законный интерес//Правоведение. 2000 №3 с.30-48
12.Малько А.В., Морозова И.С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот.//Правоведение. 1999 №4 с.143-155
13. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения.//История государство и права. 2004. №5 с 2-5.
14. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 567.
15. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1058.
16. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410с
6