Праонарушение и пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Изменения политической, экономической, правовой ситуации даже наряду с определенными позитивными аспектами повлекли за собой углубление социальных и политических противоречий, падение жизненного уровня многих страт населения и как следствие рост правонарушений в обществе. В современном российском обществе происходят сложные трансформационные процессы, сопровождающиеся переосмыслением базовых социальных ценностей, нарушением преемственности в передаче социокультурного опыта, изменением правового сознания и правовой культуры. Эти негативные явления приводят к нивелированию правовых норм и соответственно к росту правонарушений в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие правонарушения 5
1.1. Понятие и признаки правонарушения 5
1.2. Виды правонарушений 8
2. Причины правонарушений и пути их устранения 11
2.1. Причины правонарушений 11
2.2. Пути устранения правонарушений 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Причины правонарушений и пути их устранения.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Противоречия  между потребностями и социальными  средствами их удовлетворения, равно как и рассогласования статусов индивида, неизбежны. Тип реально удовлетворяемых потребностей высшего слоя общества задает уровень потребностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается.

     Аналогично этому социальные статусы индивидов, занимающих места в производстве, политике, культуре, в быту, в потреблении, неизбежно рас согласуются вследствие того, что все эти сферы общественной жизни разви ваются неравномерно.12

     Развитие  начинается, как правило, с эволюции производительных сил, изменяющей количество и качество социальных позиций, в частности, структуру рабочих мест, а, следовательно, и те пропорции, в которых индивиды распределяются по общественным классам и группам. От состояния производительных сил зависит и доля общественного продукта, получаемая каждой социальной группой, а, в конечном счете, и каждым индивидом. Наконец, уровень производительных сил определяет и те культурно-образовательные свойства, которыми должен обладать индивид, чтобы занять ту или иную социальную позицию. Этот спрос обусловливает и качества функционирующей в обществе системы образования, и общий уровень культуры населения, и его социальные возможности. Таким образом, складывается объективная очередность изменений производительных сил, производственных отношений и институтов культуры и быта, а, следовательно, и отношений между социальными позициями в этих сферах общественной жизни. Поэтому изменения в этих сферах не совпадают во времени и могут совпадать лишь случайно. Ближайший результат такого несовпадения — ситуация, в которой социальное положение индивида отнюдь не всегда соответствует его положению в сфере труда, а его культурно-образовательная подготовка отнюдь не во всех случаях обеспечивает выполнение им функций, содержание которых определено разделением общественного труда. В конечном счете, рынок выравнивает их, но лишь для того, чтобы прогресс или регресс производства запустил описанный социальный механизм снова. Регулирующих способностей рынка оказывается достаточно, чтобы удерживать рассогласующие тенденции в определенных рамках, но рыночного механизма совершенно недостаточно, чтобы ликвидировать их вовсе. Равным образом общество, основанное на товарно-рыночных связях, способно удерживать правонарушаемость в ее статистической норме, но оно не способно искоренить ее.

     Правонарушаемость выступает как неизбежное следствие  социального развития, связанного с  ним прогресса или регресса производства и обусловленных ими рассогласованний социальных статусов индивидов. Однако общество, свидетельствует исторический опыт, может удерживать правонарушаемость в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Одним из самых действенных правовых средств для этого является институт юридической ответственности.

     Характеризуя  причины правонарушений, следует  отметить, что хотя существование  правонарушений и связано с некоторыми особенностями российской действительности, но они – следствие незавершенности переходного состояния общества и носят временный характер.

     2.2. Пути устранения  правонарушений

 

     Основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление. Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

     Совершенствование мер предупреждения правонарушений стоит в центре внимания всех органов и публичной власти в их правоохранительной деятельности. Прежде всего, здесь важна общая профилактика, включающая широкую систему мер экономического, социального, политического и идеологического характера, призванных предотвращать правонарушения, устранять возможность их совершения. Существуют и специальные, принудительные меры предупреждения и устранения причин, порождающих правонарушение со стороны конкретного лица. Здесь по существу идет речь о воспитании конкретного человека, о влиянии на окружающую его среду. Предупредительные меры так же, как и иные средства правового воздействия, связаны с определенными ограничениями для лиц и применяются для того, чтобы не допустить правонарушений и иных тяжких последствий. Они служат целям предупреждения уклонения определенных лиц от исполнения возложенных на них обязанностей.

     Меры  пресечения правонарушений направлены на принудительное прекращение противоправных действий. Они препятствуют активному  поведению правонарушителя, не дают совершиться правонарушению в полном, чистом виде. К числу мер пресечения можно отнести удаление пассажиров с различных видов транспорта за безбилетный проезд или нарушение установленного порядка проезда, отстранение от работы за нарушение установленных правил и т.п.

     Цель  мер процессуального обеспечения - способствовать выявлению правонарушителя, установлению состава правонарушения, собиранию и закреплению доказательств в юрисдикционном процессе. Это подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и другие меры пресечения в уголовно-процессуальном праве. К ним относятся и такие процессуальные меры, как обыск, выемка, наложение ареста на имущество, которые обеспечивают собирание и сохранение доказательств. Предупредительно-обеспечительные меры, имеющие вспомогательный характер, применяются в основном в сфере процессуальных отношений.

     Под мерами правовой защиты понимаются средства правового воздействия в отношении обязанных лиц с целью восстановления в полном объеме нарушенных прав и точного исполнения обязанностей. Потребность в использовании защиты возникает в тех случаях, когда без вмешательства компетентных органов и должностных лиц не представляется возможным обеспечить интересы управомоченного лица.

     К мерам правовой защиты следует отнести  все процессуальные средства (иски, жалобы, обращения, запросы и др.), при помощи которых потерпевший может возбудить юрисдикционный процесс, направленный на восстановление его нарушенных прав, свобод и законных интересов, наказание правонарушителей.

     Меры  юридической ответственности представляют собой средства правового воздействия, во-первых, имеющие целью восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов и, во-вторых, носящие штрафной характер и направленные на личность правонарушителя в целях его наказания.

     К восстановительно-компенсационным  мерам юридической ответственности относятся: отмена неконституционных и иных неправомерных актов, решений и действий, принудительное исполнение невыполненной обязанности, возмещение причиненного ущерба, устранение препятствий, возникших при осуществлении прав и свобод, в гражданском праве - это принудительный возврат собственнику имущества, полученного другим лицом без правового основания, принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска и др.

     Карательно-штрафные меры юридической ответственности - это различные виды наказаний, которые по своему характеру могут быть конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми, при помощи которых достигается общая и частичная превенция правонарушений, осуществляются задачи перевоспитания граждан, сознательно отступивших от требований норм права. Возложению лишений либо ограничений штрафного характера предшествует оценка поведения правонарушителя и его осуждение. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя.

     Большое значение имеет ответственность  должностных лиц, к которым предъявляются  особые требования в обеспечении  реализации и охраны прав личности. Для них установлена повышенная ответственность за нарушения прав граждан, ибо в этом случае они нарушают правовой режим конституционности и законности.

     Надзорно-контрольные  меры направлены на выявление нарушений  прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, на установление фактов правонарушений. К надзорно-контрольным мерам относятся: конституционный контроль, контроль судебных органов, прокурорский надзор, внутриведомственный и общественный контроль.

     Органы, осуществляющие контроль и надзор, проводят профилактическую работу, принимают меры к пресечению и устранению правонарушений, к восстановлению нарушенных прав, в границах своей компетенции принимают меры воздействия на виновных в правонарушениях либо ставят перед компетентными органами вопрос о привлечении их к карательно-штрафной ответственности, обеспечивают точное и полное исполнение судебных решений по применению мер юридической ответственности.13

     Прокуратура призвана охранять права, обязанности  и законные интересы личности. В этих целях она опротестовывает неконституционные и незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, участвует в охране прав граждан во всех видах судопроизводства, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности.

     Процессуально-процедурные формы охраны и защиты прав, обязанностей и законных интересов личности. Потребность в охране права или обязанности, как уже отмечалось, возникает всякий раз, когда последние оказываются нарушенными либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д. В этих случаях индивид сам использует дозволенные законом средства принудительного воздействия на правонарушителя (самозащита права) или обращается к компетентным органам за защитой нарушенного права. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. Процессуально-процедурная форма охраны прав и обязанностей граждан складывается, таким образом, из следующих действий: инициатива заявителя, вынесение акта применения и фактическое его исполнение.

     Хорошо  разработанная и закрепленная в  законе процессуальная форма охраны юридических прав и обязанностей граждан уже сама по себе имеет  большое воспитательное, профилактическое значение в реализации этих прав и обязанностей, в предупреждении их нарушений и в борьбе с такими нарушениями.

     В случаях, особо предусмотренных  законом, защита прав и обязанностей граждан осуществляется органами исполнительной власти - в административном порядке. В таком порядке отменяются незаконные, необоснованные решения, нарушающие права граждан, возвращаются неправильно взысканные суммы и т.д. Процессуальные формы защиты прав и обязанностей граждан в административном порядке все более совершенствуются, формируются в административный процесс. В науке широко обсуждались и обсуждаются вопросы совершенствования законодательства об административно-процессуальных формах не только защиты, но и реализации прав и обязанностей граждан, их законных интересов.

     Судебная  форма защиты объективно наиболее приспособлена к защите прав и обязанностей, вытекающих из отношений публичного и частного права. Она применяется в случаях, когда лицо отказывается выполнить лежащую на нем обязанность либо не в состоянии само восстановить нарушенное право, а также в случаях спора о том или ином праве. Правосудие обеспечивает максимально эффективную защиту прав, свобод и законных интересов личности. Оно основывается на началах открытости, равенства граждан перед законом и судом, устности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Большое значение при этом имеет строго определенный, детально регламентированный процессуальный порядок деятельности суда, который обеспечивает сторонам возможность предоставлять суду все необходимые материалы в защиту своих прав, знакомиться со всеми документами и т.п. Поэтому правосудие в форме гражданского и уголовного процесса рассматривается в качестве высшей юридической гарантии защиты прав, свобод и законных интересов личности. Через суд можно значительно быстрее и эффективнее добиться исполнения юридической обязанности, восстановления нарушенного права.

     Непременное условие осуществления быстрого и справедливого судопроизводства - рациональная процессуальная форма, лишенная излишних формальностей и вместе с тем обеспечивающая обоснованное, законное и справедливое разрешение конкретных дел. И следует согласиться с Строговичем в том, что процессуальный порядок должен быть построен рационально и включать лишь те процессуальные средства, которые соответствуют природе права и правосудия, опираются на достижения процессуальной науки и обобщают опыт работы органов правосудия. Развитие законодательства идет в направлении дальнейшего расширения и усиления демократических процессуальных гарантий в судопроизводстве. Рациональные поиски путей совершенствования процессуальной формы не должны иметь ничего общего с процессуальным нигилизмом, с проявлением процессуального упрощенчества.

     Большая роль отводится правовоспитательной  работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдения последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

     Необходимо  повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

Информация о работе Праонарушение и пути их устранения