Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:39, реферат
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.
Введение 3
Глава 1. Становление прав и свобод человека. 6
1.1. Понятие и сущность прав и свобод. 6
1.2. Историческое развитие прав и свобод. 9
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод 18
2.1. Основные и иные права человека и гражданина. 18
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. 21
2.3. Международная защита прав и свобод человека 24
Заключение. 27
Список использованных источников и литературы. 29
Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.
Так,
положения греческих стоиков
о мировом естественном законе были
использованы римскими стоиками. Из их
естественноправовых позиций
В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами, признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.
Опираясь
на источники действующего права, римские
юристы в своей трактовке прав
индивидов использовали сложившиеся
правовые нормы в духе их соответствия
требованиям справедливости и в
случае коллизий изменяли старую норму
с учетом новых представлений
о справедливости и справедливом
праве. Такая деятельность римских
юристов обеспечивала взаимосвязь
различных источников права и
содействовала сочетанию
Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть прежде всего нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”3.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.
“Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.
Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.
Зародившись
в эпоху рабовладения, христианство
выступило как религия свободы
и сыграло значительную роль в
процессе становления универсальных
понятий прав человека. Согласно христианству,
все люди равны как “дети Божии”.
Это всеобщее равенство сочетается
в христианстве с всеобщей свободой.
“Закон Христов есть закон совершенный,
закон свободы, ибо дан не рабам,
но детям Божиим, которые побуждаются
исполнять его не рабским страхом,
но живущею в них любовью
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).
В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Возникшая
в древности идея всеобщего равенства
людей не прекрактила своего существования
в средние века, она продолжала
развиваться с различных
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.
Новая
рационалистическая теория прав человека
была разработана в трудах Г. Гроция,
Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона,
И. Канта и других мыслителей. Своей
критикой феодального строя и
обоснованием новых концепций о
правах и свободах личности, о необходимости
господства права в отношениях между
индивидом и государством эта
теория внесла большой вклад в
формирование нового юридического мировоззрения,
в идеологическую подготовку буржуазных
революций и юридическое
Важным
элементом этого процесса стала
концепция общественного
Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности есть свобода”5. Он подчеркивал, что “естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается”6, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.
Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где нет законов, там нет и свободы”7.
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним
из первых защитников таких идей в
России был А.Н. Радищев. Эти идеи
он использовал для критики
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на свободе”9.Данную тему, а вместе сней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”10. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое
государство, если оно не имеет тоталитарных
претензий, должно лишь признать свободу
человеческой личности, которая изначально
принадлежит человеку как духовному
существу, а недана ему какой-то внешней
властью. “Эта основная истина о свободе,
- отмечает Бердяев, - находила свое отражение
в учении о естественном праве, о
правах человека, не зависящих от государства,
о свободе не только как о свободе
в обществе, но и свободе от общества,
безграничного в своих
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем
этих благ и условий исторически
всегда определялся положением индивида
в классовой структуре
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс
исторического творчества человека
в значительной мере зависит от объема
его прав и свобод, определяющего
его социальные возможности и
блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности,
систему связей, взаимодействий, отношений
людей в обществе. Поэтому проблема
прав человека всегда была предметом
острых классовых битв, которые велись
за обладанием правами, за расширение
прав, фиксировавших статус человека
в обществе. И каждая ступень развития
общества была шагом на пути обретения
и расширения свободы. История показывает,
что необходимы постоянные усилия для
поддержания и защиты прав и свобод
человека. Каждое поколение отвечает
за вечный вызов истории, связанный
с отстаиванием такой великой
ценности, как свобода и права
человека.