Права и свободы гражданина и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление прав и свобод человека. 6
1.1. Понятие и сущность прав и свобод. 6
1.2. Историческое развитие прав и свобод. 9
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод 18
2.1. Основные и иные права человека и гражданина. 18
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. 21
2.3. Международная защита прав и свобод человека 24
Заключение. 27
Список использованных источников и литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 50.80 Кб (Скачать документ)

Глава 2. ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД.

    1. ОСНОВНЫЕ И ИНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

       Прежде всего, необходимо внести  ясность в понятие “основные”, “конституционные” и иные права  человека. Отсутствие точных формулировок  в ряде конституций затрудняет  ответ на этот вопрос. Однако  основные права личности –  это и есть конституционные  права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции  РФ основных прав и свобод  не должно трактоваться, как отрицание  или умаление других общепризнанных  прав и свобод человека и  гражданина. Вместе с тем в  п. 2 ст. 17 речь идет только об  основных правах, что позволяет  подчеркнуть их особые свойства  – неотчуждаемость и естественный  характер (принадлежность от рождения).

              Основные права являются субъективными.  Это истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития  неоднократно оспаривалась. Лишь  в начале 20-го века в результате  долгих споров о понятии субъективного  права вообще и основных прав  образовалось новое понимание  основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность  ссылаться на них перед лицом  властных структур.

     Основные  права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например право собственности  на определенную вещь, отчуждаемы; она  может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права  человека иметь в собственности  имущество.

     Основные  права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и  законом в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).                     

          В специальной литературе стало  обычным рассматривать конституционные  права как основные. Это нашло  выражение в Веймарской конституции,  было воспринято Основным Законом  ФРГ, а затем рядом новых   европейских конституций. “Какое  бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет  о тех правах, которые являются  фундаментальными для обеспечения  правового статуса человека и  гражданина и которые поэтому  получают гарантии в основных  законах государства”12.

          Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность  человека обратиться в Европейский  суд для защиты нарушенного  права на условиях исчерпанности  всех внутригосударственных средств  защиты прав, предусмотренных национальным  законодательством.

     Часть 2 статья 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены  законом и необходимы в демократическом  обществе в интересах государственной  безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков  и преступлений, защиты здоровья и  нравственности или защиты прав исвобод  других лиц”. 

          В современном мире, когда проблема  защиты прав человека вышла  далеко за пределы каждого  отдельного государства, возникла  необходимость в создании универсальных  международно-правовых стандартов, которые так же являются основными  правами человека. Эти основные  права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СИСТЕМА МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
 

     Конституционная обязанность государства соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина состоит в  создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение  таких условий и защита прав и  свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

     Особую  роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, а  так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего  полного исполнения конституционного положения о создании системы  административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные  административные суды – необходимое  средство для укрепления законности в деятельности государственных  органов управления.

     Конституция РФ, предписав, что права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения  этих прав исвобод – правосудие.

     Правосудие  – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся  в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или  предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого  означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. 

     В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной  защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти –  законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные  гражданам права и свободы  не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

     Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит  Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства  Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности  для выполнения этой обязанности. В  его непосредственном подчинении имеется  аппарат, структурные специальные  подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной  задачи.

     Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и  решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют  практически все министерства и  ведомства. Например, МВД – обязано  решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и  иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации  также должны разрабатывать и  реализовывать меры, гарантирующие  политические, социальные, экономические  и культурные права граждан.

     Одним из способов защиты гражданином своих  прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб  и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

     В Российской Федерации возникли и  официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К  числу таких организаций относятся  общество “Мемориал”, комитеты и фонды  солдатских матерей, Московский исследовательский  центр по правам человека и д.р.

     Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются  их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

     В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому  коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов  к имеющимся нарушениям прав и  свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

     Нарушенное  равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми  способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного  обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и  возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).     
 
 
 
 

      

    1. МЕЖДУНАРОЖНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

                         

     В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права  человека регулировались исключительно  внутригосударственным правом. Государства  – участники международных отношений  исходили из того, что эти вопросы  относятся к их внутренней юрисдикции.

     Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что  “все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно  к его подданству или национальности, известные основные права, которые  неразрывно связаны с человеческой личностью”13. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время”14.

     Точка зрения о законности вмешательства  в дела других государств и правомерности  интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке. Лишь отдельные  ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство  попирает права и свободы своих  граждан, “то надо прекратить с ним  всякие отношения”, но не вмешиваться  силой оружия в его внутренние дела15.

     В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании  прав и свобод человека. Ее опыт и  итоги особенно ярко показали неразрывную  связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

     Создание  ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав  ООН явился первым в истории международных  отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

     ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как  гражданских и политических, так  и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный  французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве  и в своих правах”. Так же ООН  одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный  пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к  Международному пакту о гражданских  и политических правах и д.р.

Информация о работе Права и свободы гражданина и человека