Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.
Введение.
Тема законность и правопорядок в настоящее время актуальна, так как в современном мире очень часто нарушаются законы. Люди первым делом после выхода в свет закона или подзаконноного акта думают, как бы его обойти и не попасться. Одно из самых распространенных явлений – это укрывательство от налогов, хотя государство пытается решить эту проблему.
Проблемы законности и правопорядка всегда привлекали к себе повышенное внимание со стороны ученых-юристов и практических работников, так как от их решения во многом зависит правовое положение личности, ее права и свободы, состояние политического режима в обществе. В период создания предпосылок для становления правового государства данная тема приобретает еще большее значение и актуальность. Законность обеспечивает истинную свободу личности, реальность ее прав и свобод, содействует осуществлению принципа разделения властей, деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках их компетенции и полномочий.
Проводимая в стране экономическая реформа, переход к рыночным отношениям потребовали не только обновления действующего законодательства, но и коренного пересмотра отдельных его положений. В частности, форм собственности, правового положения предприятий и организаций, развития хозяйственной самостоятельности, арендных отношений, юридической ответственности за правонарушения в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности и т. п. Совершенствование законодательства - процесс непрерывный, так как право не должно отставать от изменяющихся и возрастающих требований жизни.
Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать
понятие правопорядка и
- определить
уровни упорядоченности и
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена законности, в ней раскрыты такие понятия как требования и гарантии законности. Примеры нарушения законности, и что не является нарушением законности. Вторая глава посвящена правопорядку, его понятию, структуре и функциям.
Так как тема довольно интересна, её изучением занималось и занимается множество юристов. В учебной и монографической литературе нет единства мнений в трактовке этой правовой категории. Так, например, Валентин Николаевич Хропанюк определяет законность как «строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права»1.
В других источниках интерпретировано схожее по сути определение законности как принципа. На взгляд, А.Б. Лисюткина «законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков»2.
В
характеристиках законности как
метода государственного руководства
обществом фактически речь идет о строгом
и неуклонном соблюдении всеми субъектами
правоотношений действующего законодательства,
юридических норм. Вместе с тем в отечественной
теории государства и права предпринимаются
попытки по-новому сформулировать определение
законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность
означает идею, требование и систему (режим)
реального выражения права в законах государства,
в самом законотворчестве, в подзаконном
нормотворчестве»3, В.Н. Кудрявцев
говорит о том, что «Законность — определенный
режим общественной жизни, метод государственного
руководства, состоящий в организации
общественных отношений посредством издания
и неуклонного осуществления законов
и других правовых актов»4.
Глава
1. Законность: понятие,
гарантии. Единство
законности
Законность
— явление многоплановое, емкое.
Поэтому распространены многочисленные
определения, раскрывающие тот, или
иной аспект законности, ту или другую
ее связь с социальными
Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).
Требованиями законности являются:
Это главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят), законность — реальная.
Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.
В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, имеют равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.
Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (представительных органов, управления, суда, прокуратуры, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.
Приведем пример из практики общения данных субъектов:
Когда гражданин Н. сидел в тюрьме, им была подана жалоба в Госдуму РФ и Совет Федерации РФ, однако его жалобу сотрудники тюрьмы не отправили. Правильно ли они поступили?
В соответствии со ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
В случае нарушения вышеприведенных положений со стороны администрации учреждения, исполняющего наказания, ее действия могут быть обжалованы в суде, как самим осужденным, так и его представителем (адвокатом). Также возможно обращение за содействием в защите нарушенных прав в органы прокуратуры или органы Министерства юстиции.
При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только законов или также и других нормативных актов? Имеется в виду включение в термин «законодательство» постановлений правительства. Для каких-то целей допустимо широкое понимание законодательства, когда в него включаются все нормативные акты. Но если речь идет о соотношении актов, об их юридической силе, об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения, то о законах надо вести речь только как о парламентских актах. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова. Законность требует исполнения законов. Если какой-либо орган принимает подзаконный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходя за рамки своих законных полномочий, то это — одно из требований законности, и при таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения, в том числе и подзаконного акта.
При рассмотрении режима законности важную роль играют понятия «субъект» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Иными словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит эта специальная обязанность.
Существует и иное мнение, согласно которому субъектами законности являются только государственные органы, общественные организации, должностные лица. То есть, согласно этому мнению, законность полностью зависит от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.
Такое
ограничение субъектов
Объектом
законности (как совокупности соответствующих
требований) является поведение (сознание,
воля, поступок) юридически обязанных
лиц.
Под гарантиями законности понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности.
Приведенная схема (Приложение №1) дает наглядное представление о гарантиях законности.
Гарантии законности классифицируются по следующим основаниям:
К общим условиям законности относятся:
Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.
Примерами
экономических условий
Отсутствие хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических условий способствует снижению уровня законности в обществе.
Политические условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.
К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.
Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка