Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

законность и правопорядок.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

  Введение.

  Тема законность и правопорядок в настоящее время актуальна, так как в современном мире очень часто нарушаются законы. Люди первым делом после выхода в свет закона или подзаконноного акта думают, как бы его обойти и не попасться. Одно из самых распространенных явлений – это укрывательство от налогов, хотя государство пытается решить эту проблему.

  Проблемы  законности и правопорядка всегда привлекали к себе повышенное внимание со стороны  ученых-юристов и практических работников, так как от их решения во многом зависит правовое положение личности, ее права и свободы, состояние политического режима в обществе. В период создания предпосылок для становления правового государства данная тема приобретает еще большее значение и актуальность. Законность обеспечивает истинную свободу личности, реальность ее прав и свобод, содействует осуществлению принципа разделения властей, деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках их компетенции и полномочий.

    Проводимая  в стране экономическая реформа, переход к рыночным отношениям потребовали не только обновления действующего законодательства, но и коренного пересмотра отдельных его положений. В частности, форм собственности, правового положения предприятий и организаций, развития хозяйственной самостоятельности, арендных отношений, юридической ответственности за правонарушения в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности и т. п. Совершенствование законодательства - процесс непрерывный, так как право не должно отставать от изменяющихся и возрастающих требований жизни.

    Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.

    Задачи курсовой работы:

- дать  понятие законности;

- рассмотреть классификацию гарантий законности;

- анализировать  проблему единства законности;

- дать  понятие правопорядка и определить  его структуру;

- определить  уровни упорядоченности и функции  правопорядка.

  Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена законности, в ней раскрыты такие понятия как требования и гарантии законности. Примеры нарушения законности, и что не является нарушением законности. Вторая глава посвящена правопорядку, его понятию, структуре и функциям.

  Так как тема довольно интересна, её изучением занималось и занимается множество юристов. В учебной и монографической литературе нет единства мнений в трактовке этой правовой категории. Так, например, Валентин Николаевич Хропанюк определяет законность как «строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права»1.

    В других источниках интерпретировано схожее по сути определение законности как принципа. На взгляд, А.Б. Лисюткина «законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков»2.

    В характеристиках законности как  метода государственного руководства обществом фактически речь идет о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем в отечественной теории государства и права предпринимаются попытки по-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»3, В.Н. Кудрявцев говорит о том, что «Законность — определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законность: понятие, гарантии. Единство законности 

    1. Понятие законности.

    Законность  — явление многоплановое, емкое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот, или  иной аспект законности, ту или другую ее связь с социальными процессами. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое требование соблюдения законов.

    Законность  — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных  с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).

   Требованиями  законности являются:

  1. Верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов.
  2. Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции.
  3. Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества.
  4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.
  5. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами.
  6. Контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов.
  7. Пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола.
  8. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

   Это главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят), законность — реальная.

    Законность  означает совокупность требований, за отступление от которых наступает  юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

    В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, имеют равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

    Законность  как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой  образ взаимоотношений органов  государства (представительных органов, управления, суда, прокуратуры, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

    Приведем пример из практики общения данных субъектов:

    Когда гражданин Н. сидел в тюрьме, им была подана жалоба в Госдуму РФ и  Совет Федерации РФ, однако его жалобу сотрудники тюрьмы не отправили. Правильно ли они  поступили?

    В соответствии со ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

    Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в  дисциплинарной воинской части, лишению  свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

    В случае нарушения вышеприведенных  положений со стороны администрации  учреждения, исполняющего наказания, ее действия могут быть обжалованы в суде, как самим осужденным, так и его представителем (адвокатом). Также возможно обращение за содействием в защите нарушенных прав в органы прокуратуры или органы Министерства юстиции.

    При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только законов или также и других нормативных актов? Имеется в виду включение в термин «законодательство» постановлений правительства. Для каких-то целей допустимо широкое понимание законодательства, когда в него включаются все нормативные акты. Но если речь идет о соотношении актов, об их юридической силе, об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения, то о законах надо вести речь только как о парламентских актах. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова. Законность требует исполнения законов. Если какой-либо орган принимает подзаконный акт в соответствии с законом, на его основе и не выходя за рамки своих законных полномочий, то это — одно из требований законности, и при таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения, в том числе и подзаконного акта.

    При  рассмотрении режима законности важную роль играют понятия «субъект» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Иными словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит эта специальная обязанность.

    Существует  и иное мнение, согласно которому субъектами законности являются только государственные органы, общественные организации, должностные лица. То есть, согласно этому мнению, законность полностью зависит от правомерной  деятельности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.

    Такое ограничение субъектов неоправданно. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

    Объектом  законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц. 
 
 
 

    1. Гарантии  законности

    Под гарантиями законности понимаются такие  условия общественной жизни и  специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим  законности.

    Приведенная схема (Приложение №1) дает наглядное представление о гарантиях законности.

    Гарантии  законности классифицируются по следующим основаниям:

  1. общие условия;
  2. специальные средства обеспечения законности (организационные и юридические).

    К общим условиям законности относятся:

    Экономические условия законности - это общественно-экономический строй государства, уровень экономического развития.

    Примерами экономических условий являются: отношения собственности; стабильная денежная система; развитая и стабильная система финансово-кредитных учреждений; эффективная налоговая система; высокий уровень производства; справедливая система распределения.

    Отсутствие  хотя бы одного (а тем более нескольких или всех) приведенных экономических  условий способствует снижению уровня законности в обществе.

    Политические  условия характеризуют качественное состояние государства и его деятельности.

    К ним относятся: сильная легитимная государственная власть, которая пользуется поддержкой общества; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; конституционность власти и государственных органов; демократический политический режим; иные политические условия.

Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка