Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.
Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического режима, не легитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.
К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.
Социальные условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: достойный уровень жизни; обеспечение максимальной занятости, защита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.
Особая роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.
Общие правовые условия законности включают в себя: высокий уровень правосознания, как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.
Специальные организационные средства обеспечения законности – это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы.
Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность. К ним относятся:
Предупреждение правонарушений - представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений. Например: досмотр багажа, проверка документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).
Выявление правонарушений - это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.
С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде, задержание, арест и иные меры.
Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.
Важно
подчеркнуть, что действенность
соответствующих гарантий достигается
только в их взаимосвязи, в их единстве,
системе. В начальный период перестройки
нашего общества полагали, будто главное
состоит в изменении мышления. Затем было
отмечено отсутствие экономических гарантий.
Впоследствии возникли проблемы преобразования
политической системы. С созданием новых
органов государственной власти стали
уделять внимание законодательству. Тогда
же в выступлениях отдельных депутатов
прозвучала тревога по поводу низкого
уровня культуры. И, наконец, встал вопрос
о необходимости организационных мер
проведения законов в жизнь.
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих регионах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным в республиках), а видеть в нем особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей федерации в целом и в каждой республике в отдельности.
Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице, его законодательных и исполнительных органов и компетенцией республик и регионов в лице своих соответствующих органов. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.
Закон
теряет юридическую силу, если он издан
в нарушение компетенции
Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав республик и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты конституционных прав и законных интересов граждан.
На уровне федеральных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Допустим, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан, в тупик. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, другие — детей, чьи родители являются гражданами республик, независимо от места их проживания, третьи — будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
Также, в качестве примеров нарушения единства (режима) законности можно привести:
Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по заявлениям О. и ООО "Пилигрим" о признании недействующим Закона Ивановской области от 2 мая 2006 г. N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" и признала Ст.2 данного закона противоречащей Федеральному закону.
Не являются нарушением законности:
Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
Единство
законности в сфере реализации права
призваны обеспечивать суды и те органы,
которые имеют право на официальное
толкование правовых норм.
Глава
2. Правопорядок: понятие,
структура. Уровни упорядоченности
и функции правопорядка
2.1. Понятие правопорядка.
Правовой
порядок – сложная социально-
Существует утверждение, что правопорядок — это государственный, конституционный порядок. Но нельзя не учитывать того, что не всегда государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями.
В любом государстве есть право, законы, их реализация, отношения. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других — лишь правовая оболочка произвола и беззакония (как это имеет место при фашистских режимах). Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию.
Таким образом, правовой порядок — это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когда правопорядок перерастает в свою противоположность — узаконенный произвол. Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань.
Анализ
правового бытия позволяет
Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.
Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории и правовые принципы имеют одну общую доминирующую черту — упорядоченность.
Правопорядок есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъекты права, используя лишь различные направления пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.
Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике — по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ. В политической жизни — это взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права. В социальной жизни такие отношения, как имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.
Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка