Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

законность и правопорядок.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

    Подлинная законность не может быть обеспечена в условиях антидемократического политического  режима, не легитимной власти, отсутствия ее разделения и т. д.

    К важнейшим идеологическим условиям законности относятся: свобода мысли и слова; свобода духовного развития; высокий уровень нравственности; правосознание.

    Социальные  условия - это материальная защищенность личности со стороны государства: достойный уровень жизни; обеспечение максимальной занятости, защита безработных; наличие развитой системы социальных услуг; поддержка нуждающихся в защите категорий граждан - студентов, пенсионеров, детей, матерей и т. д.; иные социальные условия.

    Особая  роль социальных условий в снижении уровня преступности среди граждан  и ее перерастании из нарушения законности в нарушение правового порядка.

    Общие правовые условия  законности включают в себя: высокий уровень правосознания, как граждан, так и должностных лиц; правовую культуру общества; правовое воспитание; прогрессивность и адекватность юридической науки; совершенство законодательства и всей правовой системы.

    Специальные организационные  средства обеспечения  законности – это практическая деятельность правоохранительных органов (милиции, судов, прокуратуры) по обеспечению законности, а также уровень организации их работы.

    Специальные юридические гарантии законности - это конкретные правовые средства, приемы, с помощью которых обеспечивается законность. К ним относятся:

    Предупреждение  правонарушений - представляет собой их профилактику (распространение юридических знаний, пропаганда законопослушного поведения, всестороннее правовое воспитание) и конкретные меры предупреждения правонарушений. Например: досмотр багажа, проверка документов, законные оперативные действия (аудиовизуальное наблюдение за предполагаемым преступником, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).

    Выявление правонарушений - это деятельность правоохранительных органов, направленная на обнаружение правонарушений, предварительное установление их субъектов (участников), объективной стороны (деяний), решение вопроса о привлечении к юридической ответственности.

    С помощью мер пресечения прерывается совершение преступления. К ним относятся: подписка о невыезде, задержание, арест и иные меры.

    Правовосстановительные меры служат для ликвидации последствий правонарушения, восстановления ущерба.

    Важно подчеркнуть, что действенность  соответствующих гарантий достигается  только в их взаимосвязи, в их единстве, системе. В начальный период перестройки нашего общества полагали, будто главное состоит в изменении мышления. Затем было отмечено отсутствие экономических гарантий. Впоследствии возникли проблемы преобразования политической системы. С созданием новых органов государственной власти стали уделять внимание законодательству. Тогда же в выступлениях отдельных депутатов прозвучала тревога по поводу низкого уровня культуры. И, наконец, встал вопрос о необходимости организационных мер проведения законов в жизнь. 

    1. Единство  законности

    Проблема  единства законности приобретает большую  политическую остроту в связи  с растущим движением во многих регионах Российской Федерации за утверждение  их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным в республиках), а видеть в нем особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей федерации в целом и в каждой республике в отдельности.

    Единство  законности следует связывать с  компетенцией центра в лице, его законодательных и исполнительных органов и компетенцией республик и регионов в лице своих соответствующих органов. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только законы сообщества, но и законы отдельных частей, и к органам республик, которые призваны следовать не только собственным законам, но и законам федерации.

    Закон теряет юридическую силу, если он издан  в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных, республиканских  и центральных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы республики, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению республик, нет акта более высокой юридической силы, чем закон республики. Общее правило таково, что акты органов управления — правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти — являются подзаконными и уступают парламентским актам.

    Должна  быть разработана система мер  и государственно-правовых механизмов для защиты прав республик и для  предотвращения случаев злоупотребления  данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты конституционных прав и законных интересов граждан.

    На  уровне федеральных отношений может  стать актуальным и единство самих  законов, единство правового регулирования. Допустим, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан, в тупик. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, другие — детей, чьи родители являются гражданами республик, независимо от места их проживания, третьи — будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.

    Также, в качестве примеров нарушения единства (режима) законности можно привести:

  1. прямое нарушение конституции и законов высшими органами государственной власти;
  2. несоблюдение законов и подзаконных актов государственными органами и должностными лицами;
  3. несоблюдение прав и свобод человека;
  4. неправильное применение права;
  5. совершение преступлений должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;
  6. принятие государственными органами неконституционных законов, не соответствующих закону подзаконных актов и деятельность, основанная на них.

Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по заявлениям О. и ООО "Пилигрим" о признании недействующим Закона Ивановской области от 2 мая 2006 г. N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" и признала Ст.2 данного закона противоречащей Федеральному закону.

    Не  являются нарушением законности:

  1. уголовные преступления, административные правонарушения, совершенные гражданами, не относящимися к должностным лицам (данные преступления и правонарушения считаются нарушением не законности, а правового порядка);
  2. мелкие, незначительные, несистематические нарушения конституции и законов, совершенные государственными органами и должностными лицами, которые не затрагивают прав и свобод человека и существенно не влияют на регулируемые правоотношения.

    Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.

    Единство  законности в сфере реализации права  призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное  толкование правовых норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 

    2.1. Понятие правопорядка.

    Правовой  порядок – сложная социально-правовая категория, в которой тесно переплетаются  мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

    Существует  утверждение, что правопорядок —  это государственный, конституционный  порядок. Но нельзя не учитывать того, что не всегда государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями.

    В любом государстве есть право, законы, их реализация, отношения. Но в одних  государствах существует правовой порядок, а в других — лишь правовая оболочка произвола и беззакония (как это  имеет место при фашистских режимах). Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию.

    Таким образом, правовой порядокэто объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.

    Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когда правопорядок перерастает в свою противоположность — узаконенный произвол. Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань.

    Анализ  правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования  и развития правового порядка. В  нем сочетаются два исходных начала. С одной стороны, как обязательное условие функционирования общества — это объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности и стабильности. С другой — функционирование государства, деятельность людей по правовому оформлению этой потребности, правовая нормативность в урегулировании отношений.

    Правопорядок  — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там  и тогда, где и когда государственная  власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.

    Свои  юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории  и правовые принципы имеют одну общую доминирующую черту — упорядоченность.

    Правопорядок  есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная  власть, и все субъекты права, используя  лишь различные направления пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.

    Правопорядок  есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике — по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ. В политической жизни — это взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права. В социальной жизни такие отношения, как имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.

Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка