Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

законность и правопорядок.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Совокупность  этих отношений может быть различной  по характеристике: системной и упорядоченной  или механической и  неупорядоченной; демократической и недемократической; справедливой и несправедливой; гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающей их; защищающей порядок или оправдывающей произвол.

    Чрезвычайно важно выделить социальные качества правовых отношений, которые они  получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этом фундаменте достигается стабильность, уравновешенность и гармония, реализация прав и свобод, исполнение обязанностей и ответственность, гарантированность правовых провозглашений, последовательность и очередность действий, поступков и поведения.

    Правопорядок  реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание.

    Материальное  содержание — это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.

    Государственно-волевое содержание следует рассматривать как суммированный результат государственной воли и интересов всех участников правопорядка.

    Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: а) реализованности прав и законности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;

б) взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;

в) упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и связей.

    Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способа существования правового порядка. Сюда следует отнести:

а) правовое оформление порядка – внутреннюю организацию и внешнее проявление;

б) все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

в) динамические процессы – развитие, движение и  изменения, отраженные в процессуальном праве;

г) единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников.

    Содержание  и формы правопорядка находятся  в единстве. В этом заключается  источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более  консервативна, более устойчива  и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определенность. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка. 

    2.2. Структура правопорядка

    В структуре правового порядка выделяются следующие элементы:

    1. Закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Четко определяется их атрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Все это оформляется правовым статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами.

    Правовая  структура закрепляет законами фактическую  конституцию, то есть строение общества. Здесь имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие — аморфны и неорганизованны.

    Первые  объединения — прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые — носят признак временности, изменчивости и выступают как  участники правопорядка. Поэтому  к участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования: ими могут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом. 

    Закон признает субъектами права не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который  только завтра родится; организацию, которую  собираются создать и которая будет отнесена к категории юридического лица.

    В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана:

    •определить перечень участников правопорядка, их строгое соподчинение, субординацию по юрисдикции и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям во всех сферах их взаимодействия;

    •указать на их связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;

    •избрать  правовые методы, средства и формы их регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.

    Участники правопорядка признаются в качестве таковых государственной властью. Ведущее звено — законодатель — находится в иерархической  взаимосвязи со всеми компонентами правопорядка, способствуя их правовому оформлению. Правовой статус участников закрепляет их свойства и состояния, определяет субординацию, соподчинение, корреляционные связи. Участники относительно свободны в выборе варианта своего поведения и принимаемого решения и несут ответственность за этот выбор.

    2. Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения.

    Структурные отношения — это связи между  участниками правопорядка и их свойства, которые объединяются в целостное образование. Речь идет не о механической совокупности, а о системе взаимосвязей, об иерархической организованности и упорядоченности, что придает правовому порядку необходимую целостность.

    Право реализуется в жизни не как взаимосвязанная совокупность, упорядоченная система институтов, отраслей, принципов права. Реальные отношения обусловливают систему права. Совокупность правовых отношений подлежит анализу в двух аспектах;

    •статическом  и пространственном как система  отношений и их взаимодействий;

    •в  динамическом и временном как  очередность, упорядоченность их возникновения, развития.

    Динамические  и временные параметры показывают, что отношения и связи —  не застывшая категория, а находится  в развитии и имеет временные  пределы. Они постоянно изменяются, возникают и прекращаются, уступая место новым. Необходимым условием развития является последовательность, очередность, этапность. Каждый элемент имеет свои параметры. Несмотря на разнохарактерность названных элементов, они сводятся в единую целостную систему с определенными свойствами. Например, законодательный порядок, порядок выборов, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, трудоустройства и т.п. Во всех этих юридических процессах просматриваются субъекты и отношения, их свойства, а также процедура, движение и развитие.

    3. Атрибутивные элементы правопорядка. Они проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация. Очень часто атрибутивные элементы закрепляются в правовых актах, которые называются распорядком, регламентом, процессом, протоколом и т.п. Такая многосторонняя урегулированность ведет к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок как монолитное образование.

    Реальная  жизнь и социальные отношения  находят свое отражение в системе права, оформленных институтах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов — правовых нормативов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правовая нормативность активно воздействует на социальную нормативность определенных жизненных сфер, создавая своеобразный распорядок, который в свою очередь влияет на процессы возникновения, изменения и прекращения отношений субъектов, свойств, определяет четкую программу развития, решения жизненных ситуаций, разрешения конфликтов, использования правовых методов, восстановление нарушенного права. Например, правила внутреннего распорядка, трудовой распорядок, регламент работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и т.д. Все это — разные уровни правовой упорядоченности.

    Акты, регламентирующие процессы и развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это — законы и нормативные акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать и классифицировать, но они все имеют юридическую форму, высокую степень формализованности, нормативность регулирования, иерархическую соподчиненность, обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности. 

2.3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка.

    В правопорядке существуют различные  уровни упорядоченности, совокупное единство которых дает целостное образование. Но каждый из уровней имеет свою упорядоченность: сложную, разветвленную или простую, элементарную. В первых случаях необходимы подробные регламентации, как это наблюдается в гражданском и уголовном процессах. В административных, трудовых и других отношениях — упрощенные варианты.

    Порядок уровня зависит от характера и  содержания правовых институтов. Сложные  институты, такие как избирательная  система, судопроизводство, расследование, право собственности и др., требуют  детальной регламентации процесса. Другие — большинство институтов административного, гражданского, семейного, финансового права — имеют упрощенную процедуру, элементарную упорядоченность (например, взыскание штрафа за нарушение правил уличного движения и т.д.)

    В данной ситуации речь идет об упорядочении на уровне отраслей права в процессе их реализации, на уровне правовых институтов и норм права. Каждая отрасль и  каждый институт должны иметь свою процедуру реализации. Именно в таком  ракурсе говорят о конституционном порядке, о гражданском и уголовном процессах, финансовом порядке или порядке наследования, усыновления, обжалования незаконных решений; конкурсном избирательном порядке и т.п.

 В связи  с тем, что уровни упорядоченности  различны, необходима их классификация, которая может иметь различные критерии. Так, следует выделить:

  • по масштабности — правопорядок страны (федерации), субъектов федерации, регионов, городов, населенных пунктов, организаций;
  • по объему и значимости — общий, отраслевой;
  • по реализации правовых институтов, норм права — специальный;
  • по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый, налоговый и т.д.;
  • по сложности — комплексный, упрощенный, элементарный;
  • по степени фиксации — оформленный (как правило) и неоформленный (реализация правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

    Проанализировать  эти разновидности в реальных обстоятельствах несложно. Каждая из них имеет свои особенности и  свои характерные черты. Их совокупность образует единое, целостное образование.

    Классификация уровней упорядоченности позволяет  сделать определенные практические выводы о путях упрочения и  совершенствования правопорядка.

    Во-первых, это — общеправовая деятельность федеральных структур, субъектов  федерации, городов, населенных пунктов по укреплению правопорядка «своего» масштаба. Ответственность за эту работу возлагается на Федеральное Собрание, Президента РФ, правительство, а в регионах — на президентов, глав администрации и представительств соответствующих структур городов и населенных пунктов.

Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка