Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать насколько важна роль законности и правопорядка в осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Призвать граждан к отстаиванию своих законных прав, а государство к уважению своих граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие законности;
- рассмотреть классификацию гарантий законности;
- анализировать проблему единства законности;
- дать понятие правопорядка и определить его структуру;
- определить уровни упорядоченности и функции правопорядка.

Работа состоит из  1 файл

законность и правопорядок.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

    Такая деятельность имеет место в каждой организации, учреждении, предприятии, органе власти по созданию четкого  правового режима, их функционирования, а ответственность возлагается на руководителя.

    Во-вторых, это — специальная деятельность отраслевых ведомств по укреплению и совершенствованию отраслевой упорядоченности (налоговой, таможенной, судебной, административной, финансовой, трудовой и т.д.) Здесь ответственность ложится на центральные ведомства и их руководителей.

    Учреждение и укрепление правового порядка осуществляется по отдельным правовым институтам, затем отраслям права и, наконец, по системе отраслей права. Органы общей и специальной компетенции отвечают за эту работу. При этом закон должен устанавливать прямую персональную ответственность всех должностных лиц за данное направление деятельности.

    Таким образом, классификация уровней  упорядоченности имеет важное практическое, даже «прикладное» значение, так как всегда просматриваются структуры и персоналии, несущие прямую ответственность за состояние правового порядка в стране, регионе, ведомстве, каждом коллективе.

    При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых реализуется его отношение с окружающей действительностью, выясняется та роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственой власти и демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как фундамент нормальной жизнедеятельности общества и функционирования государственной власти, как основа демократии. Но это одна сторона. Другая — проявляется во взаимоотношениях с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей, это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно выражение — деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности как необходимого условия выполнения социального назначения.

    Исходя  из этого, можно выделить три основные функции правопорядка.

    Первая  функция — взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого ее участника в отдельности должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

    В окружающей социальной среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, культурные и иные факторы. Правовой порядок испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, он упорядочивает важнейшие государственные связи и отношения.

    Вторая  функция — упрочение внутренних связей и отношений. Эта функция направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, она призвана свести различные уровни упорядоченности в единую систему. Внутренние аспекты функции многообразны: субординация и иерархическая соподчиненность, свойства и состояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовые отношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционные взаимодействия прав и обязанностей субъектов.

    Данная  функция определяет автономное поведение  системы, сущностные признаки. От нее  зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, что, в конечном счете, обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правового состояния системы правовых отношений и связей.

    Третья  функция — самосохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить свою самостоятельность. Устойчивость системы обеспечивается ее собственными функциями. Правопорядок действует во внешней среде. Общество, государственная власть, режим демократии и так далее оказывают на него активное влияние стимулирующего и угнетающего характера, упрочивающего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной его неприспособленности, придать правовую форму произвола и беззакония.

    Социальная  среда, в которую входит и правопорядок, обязана его поддерживать и укреплять  путем совершенствования законов, упрочения дисциплины и организованности, улучшения правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и так далее. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом и субъективизмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и тому подобное. Правопорядок противостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции. Это обусловливает деятельность каждого звена системы, особенно ведущих структур, постоянно заниматься совершенствованием как единственным средством выживания и развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Законность  и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни  общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране не улучшается, количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений меньше не становится. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего общества сегодня.

   Проблема  ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для  ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии — на наш взгляд, необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

   Вместе  с тем было бы неправильно рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная  юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений. Важное значение имеет обучение граждан умению защищать свои права законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности не праву, т.е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

  Не  следует забывать и роли общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе “Каждый сам за себя ”.

  Важнейшая же роль, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

  Укрепление  правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в  деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, К. Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение№1

    Схема: 

Гарантии  законности 

ОБЩИЕ      ЮРИДИЧЕСКИЕ 

Экономические    предупреждение          правонарушений;

Социальные     выявление правонарушений; 

Политические     пресечение правонарушений  

Идеологические    защиты и восстановления

                 нарушенных  прав 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Библиография

  1. Законодательные, нормативные акты, документальные источники
    1. Конституция Российской Федерации// СПС Гарант
    2. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации// СПС Гарант
    3. Гражданский Кодекс Российской Федерации// СПС Гарант
    4. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"//СПС Гарант
    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 утверждено Положение "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений"// СПС Гарант
  2. Литература

    2.6 Венгеров А.Б. Теория государства и права – М.: Юриспруденция, 2000. 528с.

    2.7 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко - М., 1998.

    2.8 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2000. 511с.

    2.9  Лисюткин А.Б. Теория государства и права - М.: Юристъ, 2000.  560с.

    2.10 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации – М., 1998. С. 4.

    2.11 Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристь, 2001. 520с.

    2.12 Теория государства и права./ Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько – М.: Юристь, 2001. 776с.

2.13  Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М., 1996. 512с. 

  1. Юридическая практика

3. Определение судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 11 апреля 2007 г. по делу о признании недействующим Закона Ивановской области от 2 мая 2006 г. N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области",  № 7-Г07-2.

Информация о работе Правопорядок: понятие, структура. Уровни упорядоченности и функции правопорядка