Правотворчество: понятие, виды, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;
- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности Российской юридической техники;
- сделать вывод о проделанной работе;

Содержание

Введение 3 1 Понятие правотворчество 5
1.1 Сущность и функции правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 8
1.3 Виды правотворчества 15 2 Правотворческая деятельность в РФ 21
2.1 Характерные черты правотворчества в РФ 22
2.2 Стадии правотворчества в России 32
2.3 Особенности Российской законодательной (юридической) техники 41
Заключение 52
Практическая часть. Задача № 1 54
Задача № 2 55
Список использованных источников 57

Работа состоит из  1 файл

Право.docx

— 97.18 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: право

по теме: правотворчество: понятие, виды, принципы

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление экономика

Профиль экономика малого и среднего предпринимательства

Группа ЭП-12КП

Ф.И.О Кедалова Н.Н.

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

                         

Введение                                                                                                                       3                                                                             1  Понятие правотворчество                                                                                       5                                                                

1.1  Сущность и функции правотворчества                                                              5                                           

1.2  Принципы правотворчества                                                                                8                                         

1.3  Виды правотворчества                                                                                       15              2 Правотворческая деятельность в РФ                                                                    21                                                                 

2.1  Характерные черты правотворчества в РФ                                                     22

2.2  Стадии правотворчества в России                                                                    32

2.3  Особенности Российской законодательной (юридической) техники           41

Заключение                                                                                                                52

Практическая часть. Задача № 1                                                                              54

Задача № 2                                                                                                                  55                                                                                                             

Список использованных источников                                                                      57

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного  цивилизованного государства, необходимое  условие своевременного и эффективного  учета в нормативных актах  потребностей общественного развития. Сочетания интересов общества, отдельных  его социальных слоев и индивидов  - важная предпосылка возрастания  авторитета законодательства, укрепления  законности.

Еще со времен становления  государства, дабы установить хоть какой  минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь  оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и  требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни  и деятельности требует правового  закрепления и подтверждения! Именно сейчас  правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется  тем, что именно правотворчество  дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права  и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.

Уровень и культура правотворчества - это показатель цивилизованности демократизма общества. Посредством  правотворчества нормы естественного  права облекаются в форму нормативных  правовых актов и становятся положительным  правом, то есть правом, существующим в  виде законодательства.

В правотворческий процесс  могут быть вовлечены самые широкие  слои населения - при помощи средств  массовой информации - печати, радио, телевидения. Следовательно, правовая регламентация этого процесса имеет весьма серьезное значение.

 

Объектом исследования  является правотворческая деятельность.

Цель контрольной работы - исследование понятия правотворчества.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие  правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;

- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности Российской юридической техники;

-    сделать вывод  о проделанной работе;

Данная тема актуальна  для исследования, так как:

Правотворческая деятельность – сложнейший процесс, результатом  которого является формирование законодательной  базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально  на любом этапе развития государства, права и времени. Правотворчество  имеет потому огромное значение, что  результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость  усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства.

      Структура контрольной работы включает: введение; теоретические главы, в которых рассматривается понятие правотворчества и его характерные черты в РФ; заключение; список используемых источников.

 

 

 

1 Понятие правотворчество

 

В данной главе рассматривается  понятие правотворчества, объясняются  сущность, функции правотворчества, его принципы и виды.  Это основные составляющие, раскрывающие понятие  правотворчество.

Правотворчество - одно из важнейших  направлений государственной деятельности. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под  правотворчеством подразумевается  непосредственно сам процесс  создания правовых норм компетентными  органами. В широкой трактовке  данный процесс “исчисляется” с  момента правотворческого замысла  и до практической реализации юридической  нормы (подготовка, принятие, опубликование  и т.д.).

Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных соответствующей  компетенцией по изданию, переработке  и отмене нормативно правовых актов.1

 

1.1 Сущность и функции правотворчества

 

Правотворчество - одно из важнейших  направлений государственной деятельности, заключительный этап правообразования. В отечественной и зарубежной литературе по теории права были и существуют различные подходы к определению правотворчества. Эти подходы могут зависеть от самого понимания права. Так, если встать на точку зрения естественного права, то правотворческий орган, например, парламент, «не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в закон».

Другая точка зрения, крайнего волюнтаризма, представлена юридическим  позитивизмом, в котором единственным фактором, порождающим право является воля государства. Очевидно, что истинное определение находится посредине между этими крайними взглядами, выражающемся в прагматичном подходе к соотношению права и государства.

Так, советский ученый Д.А. Ковачев, считал, что правотворчество  представляет собой периодически оформленную процедуру деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другие специалисты предлагают более широкую трактовку правотворчества как направленную на достижение целей общества, организационно оформленную деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.2

М.Н. Марченко, суммируя научные  разработки и устоявшиеся в практике законотворчества подходы, предлагает определять правотворчество как  процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов  уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.3

    Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества,  это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество— одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая — включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая — опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в  общем контексте представляют целостную  процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию  правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества  выделяют две основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права — вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии .

      По своей  сущности правотворчество есть  возведение государственной воли  в закон, в имеющие общеобязательное  значение юридические предписания. Однако это обстоятельство не исключает принципа демократизма при осуществлении правотворчества. Демократизм правотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании права, их инициативу, свободное и широкое деловое обсуждение проектируемых законодательных решений.

        На  современном этапе развития правотворчество  проявляется в первую очередь  как принятие нормативного акта  непосредственно населением страны  путем референдума либо как  издание актов, содержащих правовые  нормы, государственными и иными правомочными органами. В некоторых современных странах (например, в Великобритании) одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента.

Процессу правотворчества  присущ творческий, созидательный характер. Импульсом, движущим началом правотворчества  являются социальные интересы различных слоев общества. Учитывая государственный характер правотворческой деятельности, необходимо различать правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие - правообразование, формирование права.

 

1.2 Принципы правотворчества

 

В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности. Принципы правотворчества представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса правотворческой деятельности, определяющие ее характерные черты. Принципы правотворчества объективно обусловлены экономическим, социальным и политическим строем общества, существующим в той или иной стране, характером государственного и политического режимов, существующей системой права.

Принципы создают фундамент  правотворчества, способствуют его  правильной (долгосрочной или краткосрочной) ориентации. Так, большинство ученых-правоведов традиционно выделяют следующие принципы правотворческой деятельности:

-  Принцип научности;

-  Принцип законности;

-  Принцип демократизма.4

По мнению профессоров  Н.И. Матузова, А.В. Малько, к указанным  основополагающим идеям должны быть добавлены: принцип профессионализма и принцип гласности.5 Другие авторы включают в этот перечень также принцип гуманизма и принцип тщательной и скрупулезной подготовку проектов законов и иных нормативных актов, принцип технического совершенства принимаемых документов.6 А.В. Дёмин относит также к принципам правотворчества принцип актуальности, современности правотворчества и принцип баланса публичных и частных интересов7, а А.Б. Венгеров - принцип исполнимости.8

Рассмотрим некоторые  из этих принципов :

Принцип научности - означает использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое соответствие объективным критериям оценки.

Главные требования этого  принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе  социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования  тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного  регламентирования и т.д. Для выявления  этих параметров используются различные  социально-правовые эксперименты, социологические  опросы, анкетирование. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными  и эффективными. Вместе с тем без  связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

Информация о работе Правотворчество: понятие, виды, принципы