Правотворчество: понятие, виды, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;
- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности Российской юридической техники;
- сделать вывод о проделанной работе;

Содержание

Введение 3 1 Понятие правотворчество 5
1.1 Сущность и функции правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 8
1.3 Виды правотворчества 15 2 Правотворческая деятельность в РФ 21
2.1 Характерные черты правотворчества в РФ 22
2.2 Стадии правотворчества в России 32
2.3 Особенности Российской законодательной (юридической) техники 41
Заключение 52
Практическая часть. Задача № 1 54
Задача № 2 55
Список использованных источников 57

Работа состоит из  1 файл

Право.docx

— 97.18 Кб (Скачать документ)

Принцип законности – этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.

Нормативные акты должны приниматься  строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать  конституции страны, ее законам и  иным актам вышестоящей юридической  силы. В федеративном государстве  необходимо неукоснительно соблюдать  распределение компетенции между  федерацией и субъектами, входящими  в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых  нормативно-правовых решений, правотворческой  процедуры, формы принимаемых актов

 Принцип демократизма (народный характер правотворчества)- призван обеспечивать активное, и самое главное, эффективное, участие представителей народа, широких слоев общественности в правотворческом процессе. Этот принцип проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из депутатов, представляющих население, а во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативных актах выражают интересы граждан.

Одним из направлений развития политической системы общества на современном  этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными  делами, что в процессе правотворчества  отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума –  самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем  референдума  была принята Конституция  России

         Принцип гласности - тесно связан с  принципом демократизма. Согласно ему процедура разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом должна быть доступна для круга лиц. Проявление данного принципа на практике — это всенародное обсуждение законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.

Принцип профессионализма - от соблюдения этого принципа напрямую зависит качество правотворчества, эффективность механизма принятия государственных решений. В соответствии с требованиями профессионализма, в подготовке правовых актов должны принимать участие высококвалифицированные специалисты соответствующих отраслей общественной жизни, имеющие профессиональную подготовку, опыт работы и глубокие познания.

Строгая дифференциация правотворческих  полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия  системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового  нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.

Принцип гуманизма - цель правотворчества - права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.

         Принцип тщательности, скрупулезности  подготовки проектов - в правоподготовительной  деятельности важно максимально  использовать зарубежный и отечественный  опыт, результаты социологических  и иных исследований, разного  рода справки, докладные записки  и иные материалы. Следует избегать  спешки в работе, принятия скороспелых,  непродуманных решений.

       Принцип  технического  совершенствования  - принимаемых актов предполагает  широкое использование выработанных  юридической наукой и апробированных  правотворческой практикой способов  и приемов подготовки и оформления  нормативных текстов, правил законодательной  техники.

Принцип актуальности,  оперативности - при разработке и издании юридических норм правотворческие органы обязательно изучают социально-экономическую ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений, что является проявлением в правотворческой деятельности. Законодатель должен чутко реагировать на изменения обстановки в стране. Задавая обществу нормативную программу развития, он стимулирует позитивные изменения в различных сферах общественной жизни.

Принцип планирования –  плановость дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить  дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного  типа и разного уровня, ликвидировать  поспешность в правотворческой  деятельности, создать условия для  подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия.

В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее  определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в  силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить  дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного  типа и разного уровня, ликвидировать  поспешность в правотворческой  деятельности, создать условия для  подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательской  работы.[5] -Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. - С. 49-50

Принцип исполнимости –  он отражает необходимость при подготовке законопроектов и принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативному правовому акту действовать и быть реализованным.

В правотворческой деятельности должен соблюдаться баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности, получению доходов, приобретению дорогостоящего имущества.

       Правотворческая  деятельность современных цивилизованных  государств осуществляется на  базе вышеперечисленных основополагающих  принципов, представляющих собой  организационные начала, которые  определяют существо, характерные  черты и общее направление  этой деятельности.

 

1.3 Виды правотворчества

 

Правотворчество представляет собой универсальный процесс  формирования и развития правовых актов.       

Соглашаясь с мнением  М.Н. Марченко в качестве критериев  разделения правотворческой деятельности на виды можно выделить субъекты этой деятельности и регламенты процедуры правотворчества.

Субъект правотворчества - орган  или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт. Правомочность субъекта определяется конституционным или законодательным статусом. Субъектов правотворческой деятельности можно разделить на тех, которые вправе выступать с инициативой подготовки и принятия правового акта и тех, кто вправе или должен реагировать на правотворческую инициативу. Причем, если круг субъектов правотворчества строго определен, то круг субъектов правотворческой инициативы более широкий, и, как правило, регулируется лишь частично. Тем самым стимулируется участие в правотворческой деятельности граждан и их общественных объединений. В свою очередь, субъекты собственно правотворчества (уполномоченные непосредственно принимать правовые акты) зачастую вправе выступать с правотворческой инициативой, а рассмотрение предложений о правотворчестве может быть обязательным (согласно конституционным и иным правилам взаимоотношений органов) либо рекомендательным.

Регламенты правотворчества  различных государственных органов, регулирующих процессы подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно фиксируются стадии движения проекта правового акта, виды совершаемых с ним действий, субъекты — участники каждой стадии и их права, обязанности и взаимоотношения. Регламенты правотворческого процесса различных органов правотворческой деятельности неодинаковы. Наиболее сложными являются регламенты палат парламентов, что объясняется многоэтапностью законодательного процесса.

С учетом названных критериев  можно выделить пять видов правотворчества: законотворчество; подзаконное правотворчество; локальное нормотворчество местного самоуправления; прямое, непосредственное правотворчество; договорное нормотворчество.

Законотворчество представляет собой законодательный процесс, посвященный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов - актов высшей юридической силы, которые принимаются законодательным и представительным органом в особом порядке.

Законы призваны регулировать вопросы, имеющие важнейшее государственное значение, а именно: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления; основные права, свободы и обязанности граждан; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; основные вопросы международных отношений и некоторые другие.

Порядок подготовки и принятия законов подробно регламентируется в юридических актах положениях конституций, регламентах палат  парламентов, законов об организации  парламентов. Эти же документы определяют круг субъектов права законодательной  инициативы. Это могут быть депутаты и комитеты палат Парламента, Президент, Правительство, высшие судебные органы, законодательные органы субъектов федерации, местные органы, Национальный Банк, определенное число избирателей, центральные органы общественных организаций. В каждой стране их круг неодинаков. Общим является легальное признание того или иного круга органов, правомочных вносить проект закона или законодательное предложение, участвовать в его доработке, рассмотрении и принятии, с одной стороны, инициировать стадии законодательного процесса и всех лиц, обязанных на них действовать, с другой.

Характерной чертой законодательного процесса является четкая и детальная регламентация всех этапов движения законопроекта, начиная от внесения и заканчивая вступлением закона в силу.

Подзаконное правотворчество  Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти должно соответствовать положениям законов, которые имеют более высокую юридическую силу. Подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Для министерств и ведомств зачастую требуются общие правила  подготовки и принятия актов. Они содержатся либо в законах о министерствах (как в Австрии) либо в специальном положении (о порядке подготовки ведомственных актов), как, например, в России.

 Следует иметь в  виду, что структурные подразделения  министерств, государственных комитетов, других органов не вправе издавать акты нормативного характера, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Разновидностью правотворчества  является порядок прямого, непосредственного принятия правовых актов. В данном случае речь идет о референдуме (например, в России) либо о народном голосовании (в Австрии и Швейцарии). Прямое правотворчество такого рода характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности). Во-вторых, в референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения. В-третьих, итоги референдума либо народного голосования являются окончательными и обладают наивысшей юридической силой. Они не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом.

Среди видов правотворчества  следует отметить деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. Это конституционные, внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения, заключаемые между различными государственными органами на добровольной основе. Содержащиеся в них нормы-обязательства служат основой для принятия других правовых актов и совершения необходимых юридических действий.

Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения.

Информация о работе Правотворчество: понятие, виды, принципы