Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир п

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………5
1.2. Система разделения властей в правовом государстве…………………7
1.3. Верховенство правового закона………………………………….…….11
1.4. Взаимные обязанности и ответственность личности
и государства. Социальная и юридическая защищенность личности…………..15
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……………………………………..……17
2.1.Историко-правовые аспекты формирования
гражданского общества………………………………………………….…………17
2.2. Понятие, признаки и структура гражданского общества…….………19

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Тихоокеанский государственный университет

     Юридический факультет

     кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 

     Дисциплина: «Теория государства и права» 

     Курсовая  работа 

     Тема  № 8 «Правовое государство и гражданское общество» 
 
 
 
 

                                                                        выполнил: студент группы ЮВ - 01

                                                          второе высшее ускоренное

                                        шифр 030501.65

                                     Карпенко А.Ю.

                            Проверил:

                                               доцент Кузьмин В.П. 
 
 
 
 

     Хабаровск 2011

       содержание 

      Введение……………………………………………………………………3

     1. Правовое государство…………………………………………….5

     1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………5

     1.2. Система разделения властей в  правовом государстве…………………7

      1.3. Верховенство правового закона………………………………….…….11

      1.4. Взаимные обязанности и ответственность  личности 

и государства. Социальная и юридическая защищенность личности…………..15

     2. Гражданское общество……………………………………..……17

     2.1.Историко-правовые  аспекты формирования 

гражданского  общества………………………………………………….…………17

     2.2. Понятие, признаки и структура  гражданского общества…….………19

     Заключение………………………………………………...……………27

      Список  использованной литературы…………………...……29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Проблема  построения  гражданского  общества  и  правого  государства является чрезвычайно  важной.  В  течение  долгого  времени  граждане  нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во  многом  лишены  защиты  от власти государства. Практически, права и свободы человека  были  ущемлены  и выродились в обязанности.

      Весь  мир приветствует перемены,  происходящие  в  последнее  время   в России.  Оно  свидетельствует  о   возрастающей   открытости   общества,   о расширении прав и свобод людей. Создается  новое  демократическое  общество.

      В настоящее время в России формируется гражданское  общество,  основанное  на  свободе   народа,   и   новая   роль государства, признающая приоритет прав  человека.  О  гражданском  обществе, так же как и о правовом  государстве,  стали  говорить  лишь  несколько  лет назад. Гражданское  общество  –  это  спутник  правового  государства,  т.е. правовое государство, появляется в  той  стране,  в  которой  существует  не просто  сообщество  людей,  а  гражданское  общество.    Тема   гражданского общества  и  правового  государства  долгое  время  существовала   лишь   на страницах зарубежных изданий, так как в советский период  считалось  хорошим тоном выискивать недостатки  в организации общественного и  государственного устройства стран Запада  и преподносить их в средствах массовой  информации.

      Поэтому, автор попытался в данной работе проследить развитие мировоззрений  о  гражданском  обществе  начиная  с  античных  времен  и  до настоящего времени, сравнить взгляды  ученых  прошлого  с  взглядами  ученых современности на данную проблему. Для многих людей в  нашей  стране  понятие демократическое правовое государство в применении  его  к   России  несет  в себе негативный смысл. Это связано с тем, что с первых  дней  Перестройки  и перехода к рыночной экономике люди, должны были ориентироваться на  развитие собственной инициативы, активизацию трудовой активности, умение  вписываться в новые условия жизни. Однако не все граждане  смогли  найти  свое  место  в экономических структурах. В обществе появились значительные  слои  неимущего населения, живущего ниже черты бедности.

      Любое  общество  может  успешно   развиваться,   опираясь   на   четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель  жизнеустройства.  В нынешних  условиях  отсутствует  представление   о   контурах   гражданского общества и  правового  государства,  которое  мы  хотим  построить.  Поэтому раскрытие  понятий   и   признаков   гражданского   общества   и   правового государства, которое  мы хотим построить, автору реферата в настоящее  время представляется весьма актуальным.

      Цель  курсовой работы: раскрыть сущность правового  государства и гражданского общества.

      Для достижения поставленной цели в работе определен ряд задач:

      - дать понятие правового государства и охарактеризовать его признаки;

     -  рассмотреть систему разделения  властей в правовом государстве;

     - исследовать взаимные обязанности  и ответственность личности и государства;

     - определить  понятие, признаки и структура гражданского общества.

     Предметом исследования в курсовой работе является становление правового государства  и гражданского общества.

     Объект  исследования – правовое государство  и гражданское общество.

     Методологической  основой написания курсовой работы послужили труды исследователей в области теории государства  и права:  Клименко С.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В., Комарова С.А. 
 
 
 

     1. Правовое государство

     1.1. Понятие и признаки правового государства 

     Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство.

     Нравственная  основа правового государства заключается  в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы  личности её чести и достоинства. Правовое государство отличается от внеправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми.

     Правовое  государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию. Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

     Правовое  государство – это не схема, расписанная  по своим признакам, а действительно  живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис. /4/

     Признаки  правового государства:

     1.Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

     2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     3. Взаимная ответственность личности  и государства.

     4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

     5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

     6. Стабильность законности и правопорядка  в обществе. /5/

     Правовое  государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.

     Правовое  государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

     - ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

     - оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом  базисе общества;

     - располагает специальным государственным  механизмом;

     - обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории;

     - существует благодаря налогам  и другим сборам;

     - обладает государственным суверенитетом. /18/

     Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.

     Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает  беззаконие и произвол. Государство  применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. 
 
 

     1.2. Система разделения властей в  правовом государстве 

     Разделение  властей – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического правового государства. /19/

     Идея  разделения властей, выдвинутая еще  античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н. э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н. э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755). /19/

     Ш. Монтескье придал этой концепции  вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его  интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение  и закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. 

     Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776г. и  французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет статья 15 Декларации. «Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, - гласит эта статья, - не имеет конституций». Под словом «конституция» они подразумевали демократический конституционный строй, основанный на признании и реализации основных прав и свобод человека и разделением властей. /19/

     Наиболее  полно и последовательно концепция  разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и, особенно в его  двадцатилетнем труде «О духе законов», принесшим наибольшую славу автору. Анализируя различные способы правления и принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической свободы и ее трактовке. А, отталкиваясь от нее, решает вопрос об устройстве власти. Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество