Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир п

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………5
1.2. Система разделения властей в правовом государстве…………………7
1.3. Верховенство правового закона………………………………….…….11
1.4. Взаимные обязанности и ответственность личности
и государства. Социальная и юридическая защищенность личности…………..15
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……………………………………..……17
2.1.Историко-правовые аспекты формирования
гражданского общества………………………………………………….…………17
2.2. Понятие, признаки и структура гражданского общества…….………19

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Правовое  государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

     Для выполнения своих обязанностей государство  выполняет ряд функций:

     - хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества.

     - правоохранительную;

     - социальную. Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки.

     - экологическую. Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках;

     - функцию правосудия. /19/

     За  невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность. Особое место  принадлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет  целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

     В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической  ответственности – законность, справедливость, целесообразность.

     В правовом государстве не только граждане несут ответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные  лица несут ответственность за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточниство.

     Функции контроля за деятельностью государства  возложена на суд, т.е. в компетенцию  судов входит задача решать переступают  ли границы дозволенного законом  государственные органы. В компетенцию  Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

     Таковы  основные характеристики правового  государства. В них концентрируются  общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

 
 

     2. Гражданское общество

     2.1.Историко-правовые аспекты формирования гражданского общества

 

     В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

     Второе  толкование гражданского общества связано  с представлением о нем как  об определенной сфере общества –  сфере внегосударственных отношений  и структур. И здесь возможны различные  вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д. Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, (с античности до XVI-XVII веков).

     Период XVII-XVIII веков связан с концепциями, которые выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно им общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс). /19/

     Переход к гражданскому состоянию сопровождается «заключением общественного договора», на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. При этом подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав.

     Формирование  гражданского общества происходило  параллельно с формированием  государства нового типа - буржуазного государства. Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж. Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.

     Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества будет «институциональный период» (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус.

     Четвертый этап, согласно нашей периодизации эволюции идеи гражданского общества, - 20-90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для трансформации дихотомии «гражданское общество-государство» в более сложные конструкции. В дальнейшем исследования гражданского общества и его связи с государством развивались по-западному в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций. Локковская традиция способствовала ее политическому и юридическому анализу, токвилевская служила теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, а гегелевская способствовала формированию общеметодологических подходов к проблеме. /19/

     В настоящее время уже мало кто  отождествляет гражданское общество с государством, хотя бы даже и правовым, поскольку в таком случае понятие  гражданское общество теряет собственное содержание. Гражданское общество теперь выполняет функцию связующего звена между личностью и государством, «частной» и «публичной» сферами, частным и общим интересами.

 

     2.2. Понятие, признаки и структура  гражданского общества

 

       Гражданское общество – система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. /13/

     Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

     Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

     1) экономическая свобода, многообразие  форм собственности, рыночные  отношения;

     2) безусловное признание и защита  естественных прав человека и  гражданина;

     3) легитимность и демократический  характер власти;

     4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

     5) правовое государство, основанное  на принципе разделения и взаимодействия  властей;

     6) политический и идеологический  плюрализм, наличие легальной  оппозиции, многопартийности;

     7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой  информации;

     8) невмешательство государства в  частную жизнь граждан, их взаимные  обязанности и ответственность;

     9) классовый мир, партнерство и  национальное согласие;

     10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. /14/

     Гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

     Гражданское общество существует и функционирует  в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

     Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

     Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

     Составными  элементами гражданского общества являются:

     1) личность;

     2) семья; 

     3) школа; 

     4) церковь; 

     5) собственность и предпринимательство; 

     6) социальные группы, слои, классы;

     7) частная жизнь граждан и ее  гарантии;

     8) институты демократии;

     9) общественные объединения, политические партии и движения;

     10) независимое правосудие;

     11) система воспитания и образования; 

     12) свободные средства массовой  информации;

     13) негосударственные социально-экономические  отношения и др. /14/

     В современной Российской Федерации, одновременно с провозглашением ее правовым государством, стали формироваться и институты гражданского общества, функционирующие более или менее свободно и автономно от государства.

     В экономической сфере признано многообразие форм собственности (ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации), действуют многочисленные коммерческие организации, находящиеся в частной, муниципальной и иных формах собственности. /1/

     В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало  огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

     Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует  иметь в виду три обстоятельства.

     Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество