Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир п

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………5
1.2. Система разделения властей в правовом государстве…………………7
1.3. Верховенство правового закона………………………………….…….11
1.4. Взаимные обязанности и ответственность личности
и государства. Социальная и юридическая защищенность личности…………..15
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……………………………………..……17
2.1.Историко-правовые аспекты формирования
гражданского общества………………………………………………….…………17
2.2. Понятие, признаки и структура гражданского общества…….………19

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Между тем, вековой опыт подтверждает, что  всякий человек обладающий властью, склонен к злоупотреблением ею. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Субъекты исполнительной государственной власти осуществляют правоприменение и издают большое число нормативных актов, они обладают большими властными полномочиями.

     Также непосредственно распоряжаются  огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, органы исполнительной власти, их должностные лица вправе защиты (армия, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т. д.). Они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

     Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности.

     Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

     Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения  законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

     Автором концепции разделения властей в  ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

     В работе « О духе законов» Монтескье писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя». /19/

     Этот  принцип стал фундаментальным Французской  Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: «любое общество, в котором гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет конституции вообще».

     Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие  большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

     Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для  всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе  правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону.

     В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения, относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.

     С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует  самостоятельно и не вмешивается  в полномочия другой.

     Классическим  образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему «импичмента», т. е. об отстранении от должности. «Возбуждает» же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.  

     1.3. Верховенство правового закона 

     В правовом государстве ни один государственный  орган, должностное лицо, коллектив  или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.

     Также недопустимо «обогащать» закон  подзаконными актами, вкладывать в  его содержание такой смысл, который  не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

     Правовое  государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо  ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером.

     В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

     В Современном демократическом государстве  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого  правового пространства, в котором  приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

     В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

     В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения, нуждающиеся  в правовом регулировании. НПА в зависимости от своей юридической силы, образуют систему законодательства.

     Юридическая сила – это степень подчиненности данного НПА, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные основы жизнедеятельности общества.

     Следом  за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно  выражают волю государства. Все остальные НПА издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

     В правовом государстве главное место  по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен  вопрос о прямом действии законов, чтобы  закон не обрастал инструкциями.

     В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

     В правовом государстве эти функции  будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной  и исполнительной властей.

     Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие  в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность  решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.

     Правосудие  в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

     Верховенство  правового закона подразумевает  не только приоритет закона как разновидности  нормативно-правового акта в отношении  подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

     Перечень  прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. /13/

     Перечень  прав и свобод, провозглашенных в  указанных актах закреплен и  гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

     Все права и свободы можно разделить  на 3 большие группы:

     - гражданские права и свободы.  Они охватывают фундаментальные  аспекты свободы человека, выражают  основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.

     - политические права и свободы.  Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.

     - экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. /13/ 
 
 
 

     1.4. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищенность личности 

     Государство, провозглашая права и свободы  граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в  которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько  равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве.

     Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин  должен, в первую очередь, соблюдать  Конституцию, законы, нормы права, уважать  права и свободы других граждан.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество