Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и выродились в обязанности.
Весь мир п

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………5
1.2. Система разделения властей в правовом государстве…………………7
1.3. Верховенство правового закона………………………………….…….11
1.4. Взаимные обязанности и ответственность личности
и государства. Социальная и юридическая защищенность личности…………..15
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……………………………………..……17
2.1.Историко-правовые аспекты формирования
гражданского общества………………………………………………….…………17
2.2. Понятие, признаки и структура гражданского общества…….………19

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, при изучении социальной, экономической  и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные  составляющие (идеи, нормы, традиции).

     В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим  фактором структуры и процесса жизнедеятельности  общественного организма служит право с его естественной общегуманистической  природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

     Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.

     Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой, существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное образование. /3/

     В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

     Оно привержено общегуманистическим принципам  и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в  планетарном масштабе.

     Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

     Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

     Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе, благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

     Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

     Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

     Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно  сделать вывод, Основными признаками гражданского общества являются:

     - наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

     - самоуправляемость;

     - конкуренция образующих его структур  и различных групп людей;

     - свободно формирующееся общественное  мнение и плюрализм;

     - всеобщая информированность, и,  прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

     - жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения «младших старшим». /7/

     Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

     В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, «но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

     Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

     Исходя  из вышеуказанного, можно дополнить  к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

     - возникновение гражданского общества  на определенных основаниях, не  исключая и того момента, что  некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

     - недопустимость гражданским обществом  конфликтов между самими членами  общества.

     Заключение

 

      В настоящее  время  многие  черты  российского  гражданского  общества находятся  в  стадии  формирования.   Сегодня   этот   процесс   осложняется нестабильностью общественно-политических  структур,  замедленным  выходом  к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием  широкого  социального  слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты  личности.  И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы  формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития  с  удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением  самобытных  черт.  С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации  процесс формирования гражданского общества и правового  государства  получил  мощный импульс   и   определенные   юридические   гарантии    его    осуществления.

      Конституционно  были закреплены основополагающие идеи гражданского  общества.

      Человек, его права  и  свободы  объявлены  высшей  ценностью,  а  признание, соблюдение и защита прав и  свобод  человека  и  гражданина  -  обязанностью государства.   Провозглашено   разделение   властей   на    законодательную, исполнительную  и   судебную,   установлены   гарантии,   органов   местного самоуправления.

      Дальнейшее  развитие  гражданского  общества  в  России   зависит   от разумного и последовательного разгосударствления  собственности,  сокращения и  нейтрализации  бюрократического  аппарата,  формирования   многопартийной системы, создания системы стимулов  для  развития  производства,  разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в  этом плане   является   правовое   регулирование    основополагающих    отношений гражданского общества, значение которого заключается в  решении  посредством права  трех  основных  целей:  поставить  заслон   излишнему   вмешательству государства  в  дела  гражданского  общества  и  личную  жизнь   гражданина; зафиксировать   обязанности   государства   перед   гражданским   обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

 

      1. Конституция Российской Федерации,  принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года/ Российская газета. 1993. № 237.

      2. Алексеев, С.С. Государство и право  / С.С. Алексеев. М.: Инфра-М, 2000. – 367 с.

      3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2008.  362 с.

      4. Клименко, С.В. Основы государства  и права / С.В. Клименко, А.Л.  Чичерин. - М: Теис, 2006. – 269 с.

      5. Комаров, С.А. Общая теория государства  и права в схемах и определениях / С.А. Комаров. - М.: Юрайт, 2007. – 477 с.

      6. Комаров, С.А. Теория государства  и права / С.А. Комаров. - М., Инфра-М, 2007. –  319 с.

      7. Лазарев, В.В. Общая теория государства  и права / В.В. Лазарев  - М., Инфра-М, 2005. – 273 с.

      8. Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов / Р.З. Лившиц  // Советское государство и право.2009. № 10. – С. 31-36.

      9. Малько, А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов: Учебно-методическое пособие / А.В. Малько.  - М., 2005. – 563 с.

      10. Мальтузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Мальтузов, А.В. Малько. - М., Инфра-М, 2006. – 476 с.

      11. Морозова, Л.А. Функции российского  государства на современном этапе  / Л.А. Морозова // Государство и право, 2008. - № 6. – С. 12-17.

      12. Общая теория государства и  права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юристъ, 2006. – 375 с.

      13.  Проблемы общей теории права и государства/под ред. В. С. Нерсесянца. - М, 2008. – 352 с.

      14. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М., Инфра-М, 2003. – 248 с.

      15. Теория государства и права.  Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003. – 472 с.

      16. Теория государства и права.  Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2007. – 388 с.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество