Правовое государство в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования- разобраться в Понтии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.
Задачи данной работы:
Теоретические аспекты правового государства:
- Понятие и признаки правового государства;

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты правового государства
1.1 Понятие и признаки правового государства………….……………….5
1.2 Особенности формирования России, как правового государства….11
2. Соотношение правового государства и гражданского общества……..…...17
3. Развитие идей правового государства
3.1 Перспективы развития правового государства…...………………...28
3.2 Правовое государство в современной России……………………....32
Заключение………………………………………..……………………………..37
Список использованных источников………………………………..…………39

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 67.03 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетание их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства. Правовое государство- это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Идея правового государства практически совместима с различными режимами. В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами  своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Если говорить о российском обществе то оно еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.  Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботится о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно представить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о собственной обеспеченности.

Развитие  науки о государстве и праве  в современных условиях предполагает, с одной стороны, углубление ее общетеоретических  оснований, выход в сферу масштабных обобщений, а с другой- детализацию содержания и научное осмысление каждого из ее разделов, своего рода «теоретизацию» знаний и представлений о различных формах отношения государства, личности и общества, о государственном управлении социальными процессами, правоохранительной деятельности институтов государственной власти1.

Актуальность данного исследования определяется не только интересами науки, но и практическими задачами построения правового государства и формирования зрелых структур гражданского общества.

Именно  эти практические задачи требуют  нового осмысления реальности и новых  подходов к фундаментальным и  прикладным проблемам правовой теории.

Объектом исследования выступает правовое государство, а предметом теория  и практика его формирования в современном российском обществе.

Цель данного исследования- разобраться в Понтии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.

Задачи данной работы:

  1. Теоретические аспекты правового государства:

- Понятие  и признаки правового государства;

- Особенности  формирования России, как правового  государства;

2. Соотношение  правового государства и гражданского  общества;

3. Развитие  идей правового государства:

- Перспективы  развития правового государства; 

- Правовое  государство в современной России.

 

  1. Теоретические аспекты правового государства

 

    1. Понятие и признаки правового государства

 

Статья 1 Конституции Российской Федерации  гласит: «Российская Федерация- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления1». Российская Федерация- правовое государство. Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций- составных частей политической системы общества- располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения. Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Основы  правового государства носят  следующий характер2:

1.Экономической  основой правового государства  являются определенные производственные  отношения, базирующиеся на развитии  разнообразных форм собственности,  свободном предпринимательстве,  в борьбе с экономическим монополизмом.

2.Создание  в обществе условий, необходимых  для реализации каждым человеком  своих творческих и трудовых  возможностей, обеспечение личных  прав и свобод человека, составляет  прочную социальную основу правового  государства. 

3.Политическая  основа правового государства  наиболее полно проявляется в  его суверенитете. Правовое государство  является суверенным, иными словами,  оно концентрирует в себе суверенитет  народа и наций, населяющих  определенную страну.

Правовое  государство обладает чертами, которые  присуще всякому государству. Однако, в дополнении к ним, правовое государство  характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового  государства1:

- верховенство  закона;

- взаимная  ответственность государства и  личности;

- гарантия  права и свобода личности.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности  общественного развития. В правовом государстве ни один государственный  орган, ни одно должностное лицо или  общественная организация, ни один человек  не вправе посягать на закон. Конституция  РФ- это основной закон Российского  государства, утвержденный высшим органом  власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения  личности, имеющий высшую юридическую  силу. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы и федеральные законны подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием, согласно ч.1, ст.4 указного Федерального Закона, считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании Законодательства Российской Федерации».

Принцип верховенства Конституции закреплен  в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: «Конституция РФ имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Говоря иными словами, Конституция РФ- это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Взаимная  ответственность государства и  личности- неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как бы дарует права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это.

Важным  гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное  положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомится с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает нанесение уголовной ответственности личностью перед государством1. Уголовная ответственность- это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда. Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.

Административную  ответственность характеризуют  как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия. Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей.

Реализация  принципа разделения властей является важной особенностью правового государства. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства  на протяжении многих веков. Чрезвычайно  важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводится лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей. Важной особенностью российской Конституции2 является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов- Конституция РФ строго разделяет их полномочия (гл.5, ст. 108, 109 и гл.7, ст.118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст.83 п. «б», Конституция РФ). Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей- это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотреблять властью.

Гуманизм- своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст.2 Конституции РФ1 свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек- государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в «винтик» большой государственной «машины»по всеобщему «осчастливливанию». Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя. Выражение «высшая ценность», упоминающееся в ст.2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории.

Признание означает закрепление в Конституции  и законах всего объема прав и  свобод, предусмотренных общепризнанными  нормами международного права, а  так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. К основам конституционного строя  относится также, закрепленный в  ст.6 Конституции РФ, принцип равного  гражданства, не зависимо от оснований  приобретения. Это означает, что  для полноты прав и свобод не имеет  значения стаж пребывания в гражданстве  и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные права  и обязанности, предусмотренные  Конституцией. Итак, реальная гарантированность  прав и свобод личности является чрезвычайно  важным конституционным признаком  правового государства. Принцип которого закреплен в ст.2 Конституции РФ1: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности. Правовое государство тем и отличается от других видов государств тем, что все процессы в государстве происходят на основании закона. Только в правовом государстве граждане реалезируют свои права и свободы через нормативные предписания и только в правовом государстве власть старается обеспечить достойную жизнь своим гражданам».

Информация о работе Правовое государство в современном российском обществе