Правовое государство в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования- разобраться в Понтии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.
Задачи данной работы:
Теоретические аспекты правового государства:
- Понятие и признаки правового государства;

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты правового государства
1.1 Понятие и признаки правового государства………….……………….5
1.2 Особенности формирования России, как правового государства….11
2. Соотношение правового государства и гражданского общества……..…...17
3. Развитие идей правового государства
3.1 Перспективы развития правового государства…...………………...28
3.2 Правовое государство в современной России……………………....32
Заключение………………………………………..……………………………..37
Список использованных источников………………………………..…………39

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 67.03 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие идей правового государства

 

        3.1 Перспективы развития правового государства

 

Россия в начале XXI в., как и в отдельные прежние исторические времена, опять оказалась на таком перепутье, когда общественно-политическую мысль довольно остро волнует проблема выбора между двумя направлениями развития. Великий спор, начатый еще славянофилами и западниками, продолжается до сих пор. Хотя сегодня себя никто славянофилами или западниками не называет, явно выделяются сторонники традиционализма и модернизации российского общества.

Сторонники  традиционализма выдвинули цивилизационный код России, который расшифровывается ими как духовно-нравственное наследие русского народа, и он якобы должен определять основу общественно- политического строя современной России. Ко всему этому традиционалисты добавляют, что если Россия отойдет от духовно-нравственного наследия русского народа, примет ценности западной демократии, прав и свобод человека, то она разрушится, потеряет свою целостность и единство. При этом во главе современного традиционализма находиться Русская Православная церковь. К ней тесно примыкают некоторые общественно- политические движения, отдельные ученые и представители действующей власти1.

Сторонники  модернизации общественно-политического  строя России также считают, что  в основе организации и деятельности любого государства должно лежать духовно-нравственное начало. Но духовно-нравственное начало и духовно-нравственное наследие русского народа, по их мнению, это не одно и тоже. Духовно- нравственное наследие русского народа, как известно, сводится к православности, соборности, державности, а в духовно-нравственное начало в русле модернизации современного российского общества- политического строя- к общечеловеческим ценностям, то есть к правовому и гражданскому обществу, уважительному отношению к единственным правам и свободам человека, к верховенству права в обществе, законности и правопорядку.

При этом необходимость модернизации общественно-политического  строя России на основе общечеловеческих ценностей диктуется не только тем, что в мире происходят процессы глобализации, международной интеграции, но и тем, что духовно-нравственное наследие русского народа,  за которое Россия «цепляется» уже несколько столетий, не уберегло россиян ни от  антихристской революции 1917 года, сломавшей немало церквей и мечетей в России, ни от веками продолжавшихся преступных поступков россиян: воровства, пьянства, коррупции и др. И сегодня россияне болеют теми же социальными болезнями, что и наследие западных стран: проституцией, наркоманией и др.

В то же время сторонниками модернизации общественно- политического строя считают, что  отживающее духовно-нравственное наследие русского народа становится сильнейшим тормозом на пути развития России к  свободной экономике, рыночным отношениям, восприятию институтов современной  демократии. В результате капитал зачастую «бежит» за рубеж, состоятельные люди уезжают на Запад, богатой на природные и энергетические ресурсы России отведена роль сырьевого придатка технологически развитых странах, а многие россияне нищенствуют1. Неужели недостаточно доказательств того, что вечное отставание России от передовых стран, нищета россиян связаны с сугубо традиционным, так называемым духовно-нравственным, наследием русского народа? Не переосмыслив веками сложившуюся основу организации общественной жизни России, просто невозможно выйти из исторически затянувшегося кризиса, встать вровень с самодостаточными, продвинутыми странами.

Что касается целостности и единства России, то в условиях развития глобализации и  международной интеграции вряд ли эти  факторы можно сохранить и  обеспечить, опираясь лишь на собственную  силу и традиции. Сегодня целостность  любого государства охраняется прежде всего нормами международного права. Более того, если Россия не воспримет общечеловеческие ценности, а будет опираться только на свои традиционные ценности, то эти ее устремления могут лишь ускорить разрушение страны изнутри. Ведь сегодня от самих же россиян все труднее и труднее скрывать преимущества тех или иных общечеловеческих ценностей. Поэтому модернизацию общественно-политического облика России, восприятие общечеловеческих ценностей, а следовательно, и идей правового государства следует рассматривать как объективную потребность.

Реализация  идей правового государства в  России очень важна и в плане  ее интегрирования в сообщество правовых государств, заботящихся о благополучном  продолжении жизни на Земле. Сегодня как никогда раньше возможность устранения экологической и некоторых других опасностей (терроризма, например) зависят от согласованной, а зачастую совместной деятельности многих или всех государств мира.

В то же время невозможно остановить прогресс науки и рост потребности в  обмене научными достижениями, препятствовать культурному сближению, распространению  уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим  принципам организации общественной жизни. Только за одно негативное отношение к этим явлениям власть предержащие в любой стране могут потерять доверие не только со стороны представителей цивилизованных стран, но и собственного незомбированного населения. Но, к сожалению, даже оптимальная глоболтзация, возможность интеграции с обществом правовых государств еще мало влияет на менталитет России, на поворот ее политики в русло поиска путей формирования условий для международного мира.

Россия, как и раньше, считает себя великой  и единственной державой, способной  сопротивляться Западу, иметь собственную (особенную) духовную и нравственную жизнь. Власть здесь традиционно  располагается над обществом, веками эксплуатирует собственный народ (традиционно самая низкая оплата труда) и выборочно оказывает  всякую материальную помощь приглянувшимся странам (вспомните многомиллиардные невозвращенные кредиты СССР). При этом Россия не собирается отказываться от идеи быть мировым гегемоном (вспомните периоды, когда Россию называли «жандармом Европы» или же лидером лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»). Нацеленность на роль мировой державы отвлекает много сил и средств на вооружение, развитие военных технологий и космической науки. Как говорится, есть сила, а отсюда появляется соблазн ее использования.

Такое состояние  России вкуче с некоторыми другими подобными государствами усиливает напряжение в мире, заставляет другие страны, отдельно или объединившись, принимать соответствующие меры. На основании симпатии и антипатии к отдельным странам формируются различные военно-политические блоки. В этих условиях роль и значение ООН и других международных организаций, связанных для достижения оптимального мирового правопорядка, снижаются. Да, и Россия с продолжением как бы воинствующей политики, теряет истинных друзей за рубежом, от нее несколько отходят даже государства со славянскими корнями1.

Короче  говоря, мир за последние годы очень  серьезно изменился, и это обстоятельство требует от каждого государства  планеты существенного пересмотра собственной концепции развития соответственно современным потребностям мирового масштаба. Идеи правового государства как раз и соответствуют этим новым веяниям.

Хотелось  бы отметить, что восприятие идей и  положений правового государства  не требует каких-то особых мобилизационных  условий, скажем, таких, какие пришлось бы потратить при формировании могущественного  в военном отношение государства. Правовое государство- это принятие в повседневной практике разумных правил, подсказанных самим социальным естеством  человека. Во многих западных правовых государствах не прикладывают никаких  специальных усилий по поддержанию  правового государства: его идеи и требования соблюдаются по привычке, входят в рамки привычного образа жизни.

В отличие  от других государств, функционировавших  ранее и функционирующих в  настоящее время, но возвышающихся  над обществом, правовое государство  является государством, учреждаемым  гражданским обществом для обслуживания интересов прежде всего граждан. Его важнейшим признаком является учреждаемость, рукотворность государствообразующим обществом.

Необходимо  отметить, что правовое государство- это теоретическая конструкция, обществоведческая категория, поэтому  в реальной жизни точной копии  правового государства может  и не быть. Главное, чтобы идеи правового  государства обосновывались в сознании политических деятелей, нашей интеллигенции, да и большинства граждан. Идеи и  положения правового государства  полностью вписываются в рамки  рационального мышления. Другими  словами, правовое государство- это  вполне естественная и разумная конструкция, изобретенная человечеством для  оптимизации государственной власти в ее взаимоотношениях с обществом  и личностью.

 

    1. Правовое государство в современной России

В конституции  РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности- гуманитарно- правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на народном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления1. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные  демократические преобразования в  праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека- главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение  долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество. В этом обществе взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Политическая  жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим  важным звеном между личностью и  государством, в котором реализуется  большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического  плюрализма1.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех  многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми должностными лицами- неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные  процессы в развитии государства  и права- становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества.

Конституционная модель российской правовой государственности  остается еще не формированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных  институтов. Наряду с существенными  достоинствами конституционная  модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового  государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовывать  в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Информация о работе Правовое государство в современном российском обществе