Правовое государство в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования- разобраться в Понтии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.
Задачи данной работы:
Теоретические аспекты правового государства:
- Понятие и признаки правового государства;

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты правового государства
1.1 Понятие и признаки правового государства………….……………….5
1.2 Особенности формирования России, как правового государства….11
2. Соотношение правового государства и гражданского общества……..…...17
3. Развитие идей правового государства
3.1 Перспективы развития правового государства…...………………...28
3.2 Правовое государство в современной России……………………....32
Заключение………………………………………..……………………………..37
Список использованных источников………………………………..…………39

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 67.03 Кб (Скачать документ)

Гражданское общество и государство- не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человека как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Есть  особая сфера жизнедеятельности  гражданского общества- сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом- это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти1».

Государство оказывает влияние на гражданское  общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способна оказать воздействие, прежде всего на противоречивую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения  или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество- питательная среда правового государства- заставляет государственную власть умерить свои желания, подчинится законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Гражданское общество- это автономная и непосредственно  не зависящая от государства сфера  общественных отношений, т.е. система  экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  различные организации и союзы  для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство- лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствует три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к предпочтению и разрушению гражданского общества1.

Чем более  развито гражданское общество, тем  больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское  общество, тем больше оснований для  наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

Развитость  гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, сколько уровнем развития свободы  личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной  демократии, где не государство и  политическая власть господствует над  обществом  и его членами, а  общество имеет безусловное господства по отношению к государству. Такое  общество и называется гражданским, а государство- правовым.

Следовательно, наличие гражданского общества может  расцениваться как важнейший  признак правового государства, в котором власть обеспечивает надежную защиту прав и свобод человека и  гражданина.

Вот как  рассматривает соотношение правового  государства и гражданского общества известный ученный правовед Четвернин В.А.: «в контексте «гражданское общество- государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношениях с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же ( отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании  и осуществление государственной власти1». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно учувствовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.

Государство (государственный аппарат) выступает  в качестве управляющей системы  по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует  как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество- система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно  саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему- аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задает параметры м пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющая система способно м к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделенности публичной и частной сфер, государства и общества.

Само  гражданское общество как совокупность частных индивидов некуда не девается, только теперь оно функционирует  не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней  исторической реальностью. А в составе  целого, материализованного- в государстве. Соответственно частные интересы- теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство1.

Гражданское общество на пути к правовому государству  развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать  результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего  совершенствования. Правовое государство- это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого- обеспечивать свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению- это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство- политическую силу, главное  предназначение которой- охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека- это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу- всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

Государство, которое не опирается на гражданское  общество, не упирается в него и  не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое  не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном  обществе и для современного общества институционально- государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально- государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей- правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Словосочетание  «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела,- политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам  соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие  друг в друга, они олицетворяют целостность  общества как такой системы, в  которой прямые и обратные связи  находят нормальное и прогрессивное  проявление. В понятии правового  государства заключено важнейшее  требование гражданского общества к  государству- правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлена четкая иерархия законов, главенство конституции».

Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями  в гражданском обществе не исчерпывается  объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально- экономические, политические, культурные и личные права, закрепленные в конституционном праве и других отраслях законодательства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о взаимоотношения правового  государства и гражданского общества1:

- во-первых, гражданское общество является  одним из важнейших условий  формирования правового государства,  а правовое государство, по  сути дела, - политическая ипостась  гражданского общества.

- во-вторых, противоречия правового государства  снимаются наличием развитого  гражданского общества, а столкновения  между членами гражданского общества  регулируются справедливыми законами  правового государства.

- в-третьих,  правовое государство- это такое  государство, которое обеспечивает  реализацию потребностей гражданского  общества, а оно, в свою очередь  служит показателем развития  личности в таком государстве.

- в-четвертых,  правовое государство и личность  связаны взаимными правами и  обязанностями в гражданском  обществе, что служит основанием  для развития других прав, закрепленных  в законодательстве.

- в- пятых,  необходимо создания правового  государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей  защитить свои права и свободы.  То есть гражданское общество- общество свободных индивидов,  образует государство, призванное  охранять их личные права и  свободы. А такое государство  имеет место называть правовым.

- в-шестых, государство оказывает влияние  на гражданское общество, его  структуры, но вмести с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или иным мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддается контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).

- в-седьмых,  в правовом государстве все  его граждане, то есть члены  гражданского общества, и государственные  органы, в лице должностных лиц,  одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках.

Выводы: Итак, ограничусь этим количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество- вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти еще очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовое государство в современном российском обществе