Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 00:12, реферат

Описание

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.docx

— 39.31 Кб (Скачать документ)

1. Правовое государство

1.1 Понятие правового  государства

Правовое  государство — многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о  связанности правового государства  с правом. Правовое государство —  это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

1.2 Развитие концепции  правового государства

Государство и право теснейшим образом  связаны друг с другом. Государство  использует право во всех сферах своей  деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это  совсем особый тип взаимоотношений  права и государства.

Античные философы о  правовом государстве

Первые  представления о правовом государстве  как об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических  представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали  политико-правовые идеи и институты  Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и  права в организации Афинского  государства на демократических  началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий  архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений  государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем  труде «О государстве» он писал о  том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[1] .

Таким образом, ряд идей правовой государственности  появился уже в античном мире, а  теоретически развитые концепции и  доктрины правового государства  были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму  и возникновения нового социально-политического  строя.

Идеи правового государства  в XVIII-XIX вв.

В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества»[2] .

Наконец, Локк решительно отстаивает и право  народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание  не должно быть актом меньшинства.

С именем Монтескье связано детальное  обоснование принципа разделения властей  и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная  цель государства — примирять  противоречия, возникающие между  людьми в обществе, и разрешать  споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических  доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовых взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы Просвещения.

На  качественно новую ступень обоснование  идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[3] . Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная  власть. Исполнительная власть подчинена  законодательной. Судебная власть назначается  исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а  не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин  «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».

1.3. Основные черты правового  государства.

Какое государство называется правовым

Правовое  государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных  российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения[4] .

Соответственно  соотношение права и государства  в гражданском обществе с точки  зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»[5] .

Итак, правовое государство - это такая  форма организации государственной  жизни, которая строится на основе норм права.

Признаки  правового государства.

В юридической  литературе в качестве основных признаков  правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство  права, юридическая защищенность  всех общественных субъектов  от произвольных решений кого  бы то ни было;

- принцип  разделения властей, т.е. самостоятельное  и независимое функционирование  трех ветвей власти: законодательной,  исполнительной, судебной; и правовая  организация системы государственной  власти;

- приоритет  прав и свобод граждан и  единство их прав и обязанностей;

- взаимная  ответственность государства и  личности.

Рассмотрим  вышеперечисленнные черты правового государства подробнее.

1. Верховенство  права. В правовом государстве  высшей юридической силой обладает  только закон, которому подчиняются  как граждане государства, так  и государственные органы. Основной  закон такого государства - Конституция.  Все другие правовые акты должны  соответствовать закону и основываться  на его нормах. Соблюдение законов  - это основа нормального функционирования  государства, и защиты прав  граждан.

2. Разделение  власти. Разделение власти на  законодательную, исполнительную  и судебную необходимо для  того, чтобы исключить произвол  власти, создать механизм сдержек  и противовесов. Оно направлено  против авторитаризма в государственном  строе и служит развитию демократии  в государственном управлении. В  правовом государстве существует  баланс законодательной, исполнительной  и судебной властей при провозглашенном  суверенитете народа. В федеративных  государствах наряду с «горизонтальным»  разделением власти реализуется  принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным  добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

Некоторые российские специалисты полагают, что  если существует законодательное закрепление  принципа независимости тех или  иных общественных структур, что позволяет  им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

• власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

• постоянной законодательной власти;

• исполнительной власти, которую осуществляют президент  и правительство;

• судебной власти;

• материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

• власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

• власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах)[6] .

3. Гарантированность  прав и свобод граждан. Этот  признак правового государства  означает, что кроме провозглашения  прав и свобод личности в  обществе должны существовать  конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность  гражданина получить образование,  социальное обеспечение, квалифицированную  юридическую помощь, судебную защиту  своих прав, эффективную работу  правоохранительных органов и  т.д. Личность вправе иметь  на закрепленные в законах  субъективные права личности  и рассчитывать на положительные  действия государства в его  интересах.

4. Взаимная  ответственность государства и  личности. Провозглашая определенные  права и обязанности гражданина, само государство имеет не  только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные  органы несут ответственность  за нарушение законов или ненадлежащее  выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к  взаимоотношениям личности и  государства означает существование  определенных форм контроля общества  над деятельностью государственных  органов. К формам такого контроля  относятся: политическая ответственность  правительства перед парламентом,  парламента перед народом, юридическая  ответственность должностных лиц  за нарушение прав и свобод  граждан, регулярные перевыборы  высших должностных лиц и т.д.

Некоторые авторы к признакам права также  добавляют верховенство закона в  системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

Разумеется, возможность реализации этих принципов  — признаков правового государства  зависит от наличия ряда объективных  условий.

Экономическая основа правового государства - это  производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так  и индивида.

Нравственной  основой правового государства  являются принципы равенства и свободы  личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

Политическая  природа правового государства  наиболее четко проявляется в  суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной  власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти[7] .

Информация о работе Правовое государство