Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 00:12, реферат

Описание

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.docx

— 39.31 Кб (Скачать документ)

4. Социально  ориентированная структура экономики,  что проявляется в существовании  различных форм собственности  со значительной долей собственности  государства в нужных областях  хозяйства.

5. Правовое  развитие государства, наличие  у него качеств правового государства.

6. Существование  гражданского общества, в руках  которого государство выступает  инструментом проведения социально  ориентированной политики.

7. Ярко  выраженная социальная направленность  политики государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных  программ и приоритетности их  реализации.

8. Наличие  у государства таких целей,  как установление всеобщего блага,  утверждение в обществе социальной  справедливости, обеспечение каждому  гражданину.

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие  развитого социального законодательства (законодательства о социальной  защите населения, например Кодекса  социальных законов, как это  имеет место в ФРГ).

10. Закрепление  формулы «социальное государство»  в конституции страны (впервые  это было сделано в Конституции  ФРГ в 1949 г.).

Говоря  о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие  обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

- поддержка  социально незащищенных категорий  населения;

- охрана  труда и здоровья людей;

- поддержка  семьи, материнства, отцовства  и детства;

- сглаживание  социального неравенства путем  перераспределения доходов между  различными социальными слоями  через налогообложение, государственный  бюджет, специальные социальные  программы;

- поощрение  благотворительной деятельности (в  частности, путем предоставления  налоговых льгот предпринимательским  структурам, осуществляющим благотворительную  деятельность);

- финансирование  и поддержка фундаментальных  научных исследований и культурных  программ;

- борьба  с безработицей, обеспечение трудовой  занятости населения, выплата  пособий по безработице;

- поиск  баланса между свободной рыночной  экономикой и мерой воздействия  государства на ее развитие  с целью обеспечения достойной  жизни всех граждан;

- участие  в реализации межгосударственных  экологических, культурных и социальных  программ, решение общечеловеческих  проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

Заключение

XXI век  ставит новые задачи в информационном  пространстве человечества, учитывая  трансграничные возможности информационных  процессов. Усилилось и воздействие  этих процессов на людей не  только вследствие описания работы  политиков (встречи, поездки, совещания  и т. п.), но и путем описания  жизни общества, самых разных  людей. Большое значение приобрело  описание многих малых воздействий,  событий, приводящих к крупным  потрясениям, переменам, которые  происходят в обществе. Но ведь  как часто в прошлом эти  малые воздействия также были  судьбоносными, приводили к социальным  потрясениям, переменам, но отсутствие  современной информационной технологии  делало их малозаметными и  малоизвестными.

Иное  положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радио  полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили  основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.

И такой  признак правового государства  как взаимодействие гражданина и  государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права  и обязанности гражданина и государства  обеспечивают соблюдение как частных  интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).

Переплетение  этих интересов создает такую  пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность государства  и личности, что приходится опять  вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.

На  предыдущем этапе отечественная  теория государства и права, описывая переплетения интересов, оперировала  понятием «равнодействующей», которая  якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических  классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете  по предопределенному пути к становлению  нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений  о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.

На  смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство может  существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая  его функционирование. И коль скоро  такое общество складывается, в той  же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства  в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое  государство и гражданское общество складывается коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового.

Характеристика  оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится  на этапе становления, точно также  как на том же этапе находится  и гражданское общество (свобода  личности, либерально-демократический  режим, рыночная экономика, частная  и иные формы собственности и  т. д.).

Пожалуй, будущее российской государственности  и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское  общество воздействует на формирование правового государства.

Идеал правового и социального государства  получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности  общества. Государство правовое и  социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы  личности.

Именно  человек в концепции государства  правового и социального становится целью все этой открывающейся  многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

 

Список литературы

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. – 400 с.

Венгеров  А.Б. Теория государства и права. - М., 1999. – 357 с.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. – 245 с.

Гегель  Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. – 300 с.

Деев  Н.Н. Государство и право. - М., 1996. – 367 с.

Енгибарян Р.В. Теория государства и права. - М., 1999. – 300 с.

Общая теория права и государства / Под  ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - 254 с.

Проблемы  теории государства и права / Под  ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. – 450 с.

Протасов  В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - 350 с.

Спиридонов  Л.И. Теория государства и права. - М., 1999. - 266 с.

Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - 400 с.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - 350 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

[1] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.197.

[2] Енгибарян Р.В. Теория государства и права.  - М., 1999. - С.114.

[3] Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. - С.81.

[4] Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. - С.85.

[5] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.198.

[6] Общая теория права и государства / Под ред.В.В.Лазарева. - М., 1994. - С.297.

[7] Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - С.56-57.

[8] Гегель Г.Ф. Философия права. - М., 1990. - С.227.

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1999. - С.514.

[10] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.54.

[11] Проблемы теории государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.56.

[12] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - С.42.

[13] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. - С.20-21.

[14] Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т.1. Теория государства.-М., 1998.-С.45

[15] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С.201.

[16] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 204.


Информация о работе Правовое государство