Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 00:12, реферат

Описание

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.docx

— 39.31 Кб (Скачать документ)

В целом  правовое государство — это одновременно и верховенство государственных  властей, и господство права. Иначе  говоря, все государственные институты  и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми  и по содержанию, и по форме, процедуре  принятия и действия.

2. Гражданское общество  и правовое государство

О гражданском  обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень  представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено  десятилетиями, когда само понятие  гражданского общества было исключено  из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское  общество вошло в научный и  политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения  типа «демократия невозможна без  развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать  на веру.

Вот почему стоит обратиться к истокам  появления этого понятия, его  первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.

2.1 Характеристика и понятие  гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское  общество возникает в процессе и  в результате отделения государства  от социальных структур, обособления  его как относительно самостоятельной  сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана  в "Философии права" Гегеля, определившего  гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний  порядок (полицию и корпорации)[8] . Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия.

Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как  к интересам общества с помощью  полиции и корпораций.

Гражданское общество Гегеля - это хорошо известное  нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное  Гегелю - он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы  этого общества и дает на них содержательные ответы.

Теперь  становится понятным, почему и для  российского общества, только теперь, в конце XX века, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно знать исходные теоретико-правовые (впрочем, разумеется, не только правовые) положения, характеризующие это  общество.

Понятно теперь также, почему это понятие  было исключено из лексикона отечественной  теории государства и права на предыдущем этапе. Это общество, если и интересовало теорию, то только в  историческом плане и в плане  критики буржуазии, капитализма  и то, по отдельным элементам: «свобода денежного мешка», «частная, эксплуататорская собственность»[9] и т.д. Действительно, в теории и практике социалистического государства идея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем, которые  якобы и составляли структуру  общества. В Конституциях 1936 и 1977 годов  эта концепция получила и юридическое  закрепление. Политическая система  по этим теоретическим взглядам и  юридическим положениям состояла из органов власти - Советов народных депутатов и осуществления их властных полномочий. Экономическая  система - из социалистической собственности, социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система - из рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.

Гражданское общество в долгое семидесятилетие  существования социалистического  государства исчезло из исследовательских  работ отечественной теории права. И только в настоящее время, при  переходе России к социально регулируемой рыночной экономике, демократическим  преобразованиям, вновь обнаруживается большой гуманистический потенциал  этой концепции.

Создание  гражданского общества становится одним  из необходимых условий продвижения  России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского  общества.

И, наконец, теперь можно рассмотреть влияние  формирующегося гражданского общества на дальнейшую судьбу государства и  права, на будущее этих социальных институтов, по крайней мере, в России.

Гражданское общество - это не некое абстрактное  и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно  состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее  на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с  государством, обеспечивающим частное  право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом -правосудие, а также  возможность гражданину иметь и  использовать собственность, искать и  получать удовлетворение своих прав по суду и т. п.

Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского общества к гегелевской  модели. За двести лет оно обогатилось  и многими другими ценностями. Среди них - открытость, глобальность, новые права и свободы, в том  числе право на информацию, т. е. на доступ к информации, на распространение  массовой информации, на разъяснения  информации и т. п.

Сюда  же входят и новые обязанности, в  том числе по отношению к интеллектуальной собственности, экологический императив  и многое другое.

Но  гегелевская модель как одна из первых, тщательно разработанная, также  должна быть сохранена в современной  концепции гражданского общества, по крайне мере в своей правовой форме - правосудие, право собственности, четкие функции полиции, свобода  личности и ее разумная правовая регламентация.

Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства.

Нельзя  ставить знак равенства между  понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже  первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в его современном понимании  и значении — это общество, способное  противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать  государству его место, держать  его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство  правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется  с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального  государства, гражданское общество позволяет государству активно  вмешиваться в социально-экономические  процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять  себя, сделать социальную систему  тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при  наличии определенных экономических  условий, а именно - экономической  свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство.

Законодательное признание юридического равенства  людей на основе наделения их правами  и свободами - едва ли не главный  признак и основа гражданского общества.

Одним из устоев гражданского общества является свобода личной инициативы, самостоятельность  и предприимчивость граждан в  добыче средств к существованию. Эта свобода резко противоречит сословно-кастовым ограничениям рода и вида занятий, существовавшим в  предыдущие эпохи, а также притязаниям  феодально-абсолютистских государств на выражение "общего блага", протекционизм  и всеобъемлющее руководство  промышленной и частной деятельностью.

Природе гражданского общества соответствует  принцип законности как строгого соответствия закону деятельности государства  и его органов.

Во-первых, лишь при таком понимании обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими органами государственной  власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.

Во-вторых, только при таком подходе к  понятию законности гражданин в  случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при  рассмотрении и решении спора  о нарушенном праве.

Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие  «гражданское общество» характеризует  определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

2.2 Основные тенденции  и перспективы развития государства  и права в современном гражданском  обществе

Рубеж XIX - XX вв. можно считать началом  нового этапа развития гражданского общества. К этому времени ведущее  место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в  профессиональные союзы рабочий  класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены считаться  предприниматели и на защиту интересов  которого притязает ряд влиятельных  политических партий и движений. В  защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие  слои служащих, лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь.

Государство выступает уже не только как "ночной сторож"[10] . Все большее место в его деятельности занимают такие позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением, и другие социальные функции. В XX в. существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отношений - государственный контроль и спорадическое вмешательство в экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений. Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права.

Через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях  прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы давления и свободную прессу гражданское  общество стремится подчинить себе государство. Государство же становится не только орудием классового господства, но и средством достижения общественного  компромисса, организации социального  партнерства, снятия или смягчения  социальных противоречий, механизмом управления делами общества. Созданное  и охраняемое таким государством право отличается от права первой половины XIX в. тем, что оно, во-первых, содержит уже не только возведенную  в закон волю буржуазии, но и волю, интересы, требования других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот  и преимуществ обездоленным слоям  общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.

Однако  путь человечества никогда не был  прямым и ровным. История знает  не только рывки, скачки вперед, но и  стремительные откаты назад. Гражданское  общество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связей автономных субъектов, их перестройки  в вертикальные связи зависимостей от государства. Поэтому наряду с  оптимистическими прогнозами и предположениями  о перспективах развития гражданского общества нет недостатка в противоположных  по содержанию прогнозах.

Во  многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних  регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденции  развития мировой цивилизации; в  других оно находится в стадии становления.

Решающая  роль в замене гражданского общества тоталитаризмом принадлежит государству. Глава фашистского государства  Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: "Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства"[11] . Именно с помощью государства гражданское общество заменяется тоталитарным.

Разумеется, государство и общество - не враги. Но их интересы не тождественны, а иногда противоречивы. Государству, например, проще было бы обеспечить борьбу с  правонарушениями и охрану правопорядка, если ввести комендантский час, поголовное дактилоскопирование населения, наделить оперативный аппарат правоохранительных органов широкими правомочиями проводить обыски, превентивные задержания, аресты, высыпки, а дела о правонарушениях решать в ускоренном порядке в военных и других чрезвычайных судах. С другой стороны, богатство и свобода в гражданском обществе будут быстрее расти и процветать, если граждане не будут обременены налогами, будут свободны от воинских и иных обязанностей, от акцизных сборов, таможенных пошлин и ограничений.

Информация о работе Правовое государство