Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
Введение 3
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев 5
1.2 Правосубъектность иностранцев 11
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации 14
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства 20
2.1 Личные права и свободы человека 20
2.2 Политические права 22
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение 30
Список литературы 32
Оглавление
Введение
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев
1.2 Правосубъектность иностранцев
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства
2.1 Личные права и свободы человека
2.2 Политические права
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение
Список литературы
Введение
Российская Федерация после распада Советского Союза, став самостоятельным и независимым государством, вынуждена была создать собственный институт правовых взаимоотношений государства и лиц, проживающих на территории современной России, - институт российского гражданства. Введение данного института привело к необходимости его правового регламентирования. Одновременно с этим в ходе правовой, судебной и административной реформ пересматриваются вопросы, касающиеся правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их пребывания на территории РФ, т.е. правовых институтов, близких, по сути, институту гражданства, что в конечном итоге привело к модернизации механизмов их правового регулирования.
Правовое положение иностранного гражданина представляет собой комплекс его прав, обязанностей, а также ответственность по законодательству Российской Федерации.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регламентировано Федеральным законом N 115-ФЗ.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 115-ФЗ, а также иных федеральных законов. В том числе правовое положение иностранных граждан определяется международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Актуальность темы на сегодняшний день определили выбор данной темы курсовой работы.
Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
- проанализированы личные, политические, социально- экономические права и свободы человека.
Работа написана в соответствии с предложенным планом. Использованы как нормативно-правовые акты, так и работы, учебники, периодические издания по конституционному праву РФ.
Глава1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации
1.1. Категории иностранцев
Понятие «иностранец» существует в юридической и повседневной лексике практически с момента появления письменности. Изначально данное понятие имело географическую, а не государственно-правовую специфику: употреблялся термин «человек с чужой земли»- чужеземец - как термин, обозначавший лицо, ограниченно подвластное местному (национальному) субъекту юрисдикции.
Иностранец - лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или не имеет гражданства ни одного государства.[1]
Это понятие является более общим по отношению к понятию «иностранный гражданина, так как последнее обозначает лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства. так, в Федеральном законе от июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 2 закреплено: «иностранный гражданин- физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Однако в этой же статье сказано: «В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».
Законодательство любого государства выделяет различные категории иностранцев, находящихся в стране на законном основании. Правовой статус иностранцев, объем их прав и обязанностей в некоторых случаях зависит от того, к какой категории они относятся. Основания для выделения категорий могут быть различными: срок и основания пребывания на территории России, классовая принадлежность, половозрастные, профессиональные признаки, состояние здоровья.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся категории иностранцев.
По сроку пребывания всех иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, подразделяют на три категории: временно прибывающие в Российскую Федерацию, временно проживающие в Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации (ст. 6 — 8 указанного Закона).
Временно прибывающим в Российскую Федерацию иностранным гражданином считается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Как правило, срок их пребывания ограничивается сроком действия выданной визы. Визовый порядок въезда и выезда из страны установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».[2]
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве. Такими документами являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (ст. 7 указанного Закона).
Иностранный гражданин кроме визового порядка пребывания в России может пребывать в порядке, не требующем получения визы, без наличия вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок такого пребывания в Российской Федерации не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».[3]
Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Распоряжением Правительства РФ.
Однако для иностранных граждан существует возможность получить разрешение на временное проживание вне установленных квот. Это возможно в случае, если иностранный гражданин (ч. 3 ст. 6 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
- родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР;
- признан нетрудоспособным и имеет дееспособного ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
- имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
- состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
- осуществил инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ.
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.
Прожив на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание не менее 1 года (но не позднее 6-ти месяцев до даты истечения срока действия разрешения на временное проживание), иностранный гражданин имеет право обратиться в соответствующий территориальный орган исполнительной власти за получением вида на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз.[4]
Говоря о трех вышеуказанных категориях иностранцев в Российской Федерации, следует отметить, что правовой статус каждой категории различен. Соответственно, временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют меньше прав и обязанностей, чем постоянно проживающие. Например, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранцы пользуются свободой передвижения и выбора места жительства в пределах Российской Федерации наравне с российскими гражданами, чего нельзя сказать о двух других категориях иностранцев. Иностранцы, имеющие вид на жительство, пользуются некоторыми политическими- и социально-экономическими2 правами и имеют корреспондирующие им обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Следующей категорией иностранцев следует назвать лиц без гражданства (апатридов), не являющихся гражданами Российской Федерации и не имеющих доказательств наличия- у них гражданства другого государства. Данное понятие закреплено в федеральных законах: от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Кроме того, оно содержится в статье 1 Конвенции о статусе апатридов 1954г.. Состояние «безгражданства» возникает в случае, когда лицо вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства другого. Возможно и лишение лица гражданства, после чего лицо становится апатридом. Отдельным случаем является распад (ликвидация) государства, и лицо не приобретает или не может приобрести гражданства другого государства.
В науке выделяется абсолютное и относительное безгражданство. Абсолютное — отсутствие у лица гражданства какого-либо государства с момента рождения, относительное — наступившее в результате утраты гражданства.
Правовой статус лиц без гражданства в РФ приравнивается к статусу иностранных граждан, но особенностью положения апатридов в любой стране является то, что они не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Апатрид не имеет ряда субъективных прав, неразрывно связанных с состоянием гражданства, -избирательные права, доступ к государственной службе. Поэтому мировое сообщество стремится к сокращению безгражданства. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., иные международные акты о правах человека закрепляют право каждого человека на гражданство. Права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.[5]
Россия не присоединились к этим конвенциям. В то же время законодательство Российской Федерации закрепляет равный статус иностранцев и лиц без гражданства, а также содержит нормы, направленные на сокращение безгражданства, что означает фактическое признание Россией указанных конвенций.