Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
Введение 3
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев 5
1.2 Правосубъектность иностранцев 11
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации 14
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства 20
2.1 Личные права и свободы человека 20
2.2 Политические права 22
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение 30
Список литературы 32
Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, в соответствии с пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
• Иностранные граждане и лица без гражданства исходя из части 4 ст. 32 Конституции РФ в отличие от граждан России не имеют равного доступа к государственной службе. Еще раз повторим, что назначение данного принципа -исключить возможность иностранного государства через своих граждан влиять на политику внутри страны.
Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 14 лишает иностранных граждан права:
- находиться на муниципальной службе;
- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;
- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
- быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
В некоторых случаях иностранцы могут осуществлять государственную службу. Такой службой является военная служба по контракту.
Согласно статье 18.1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и части 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в Российской Федерации предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы. Такая служба осуществляется ими на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
• Конституция РФ в части 5 ст. 32 закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с частью 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Отправление правосудия на территории Российской Федерации осуществляют судьи, соответствующие конституционным требованиям (ст. 119 Конституции РФ) и наделенные в установленном законом порядке полномочиями, а также присяжные заседатели. Исходя из части 1 ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»1 судьей может быть гражданин Российской Федерации. В части 1 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей».[17]
Арбитражными заседателями могут быть тоже только граждане Российской Федерации. Это вытекает из статьи 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
• Конституция РФ в статье 33 устанавливает положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, ограничивая, таким образом, круг субъектов данного права лишь гражданами России. Это объясняется политическим характером права на обращение, так как оно является важным средством осуществления и защиты прав и свобод личности в государственно-организованном обществе, укрепления связей населения с государственным аппаратом, участия личности в управлении делами государства.
1.3 Социально-экономические права и свободы
Они образуют особый блок социально значимых для удовлетворения потребностей личности основных прав и свобод.
Исходя из положений Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства обладают всеми социально-экономическими правами, за исключением прав, закрепленных в статье 36 и части 1 ст. 41 Конституции РФ: например, они не имеют права частной собственности на землю и на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Основные же различия правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства формируются на уровне отраслевого и специального законодательства.
Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 13 закреплены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.
«Иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом». Ограничения в данном случае касаются, прежде всего, разрешительного порядка на привлечение и использование труда иностранных работников и ограничений на осуществление определенных видов работ.[18]
Работодатель (физическое или юридическое лицо, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя) обязан получить в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, условия и выдача которых указаны в Положении о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146. Соответственно, и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 4 ст. 13).
Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
- постоянно и временно проживающих в Российской Федерации;
- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являющихся работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
- обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул, работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).[19]
В части 5 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Заключение
Таким образом, рассмотрев "конституционно-правовой статус иностранного гражданина" он имеет особое значение для исследования правовых отношений, складывающихся между государством и иностранными гражданами, так как позволяет выявить специфику таких отношений, установить их отличия от отношений с собственными гражданами государства, а также определить различия в отношениях с участием отдельных групп иностранцев, своеобразие конституционно-правового статуса которых выражается в специфике элементов, составляющих содержание рассмотренного института, а именно: в иностранстве как устанавливающейся между иностранцем и государством пребывания (проживания) правовой связи, отличной от гражданства и позволяющей говорить о "двойном подчинении" иностранного гражданина; принципах конституционного статуса данной группы лиц; основных правах, свободах и обязанностях, предоставляемых им; и гарантиях статуса.
Перечисленные выше группы иностранных граждан различаются по своему конституционному статусу, и, прежде всего, данное отличие выражается в таком элементе статуса иностранца, как правовая связь последнего с государством, гражданином которого он не является.
Таким образом, категория правосубъектности имеет особое значение для исследования статуса иностранных граждан. Изучение данной категории позволяет выявить специфику правового положения иностранных граждан в государстве пребывания (проживания), установить отличия их положения от собственных граждан государства, а также определить различия в статусе отдельных групп иностранцев
Анализ гарантий статуса иностранцев, закрепленных в законодательстве государства, позволяет судить о том, какое значение придает государство правам и свободам данных лиц, их обязанностям и какие меры оно намерено предпринять для обеспечения их реализации. То есть исследование гарантий также позволяет определить место иностранного гражданина в государстве.
В том наборе гарантий, которые предоставляются иностранцу, также проявляется специфика конституционного статуса данных лиц. Например, наличие или отсутствие такой гарантии, как дипломатическая защита иностранного гражданина государством его гражданства, позволяет нам говорить о том, что лицо обладает либо конституционным статусом иностранца, наделенного иммунитетами и привилегиями или не наделенного таковыми, либо статусом беженца или лица, которому предоставлено политическое убежище.
Основные права, свободы и обязанности также являются необходимыми элементами конституционно-правового статуса личности, так как именно в предоставлении иностранцу тех или иных прав и свобод, закреплении за ним определенных обязанностей отражаются особенности его правового положения в государстве по сравнению с собственными гражданами такого государства, а также своеобразие статуса различных категорий иностранцев.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)
2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 962 "Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу"
3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 961 "Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников"
4.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 793
(ред. от 23.01.2007)"О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"
5.Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 21
"Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации"
6.Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681
"О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации"
7. Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ/ 3-е издание- М.,2009
8. Российской Федерации // Налоги (газета). -2007.- N 8
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учебник / 3-е издание, переработанное и дополненное.-М. .2004
10. Конституционное право: учебник / под ред Михалевой Н.А.-М., 2007
11. Малумов А.Ю.Комментарий к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" / постатейный -М., 2008
12.Овчинникова А.Н., Малумов Г.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".- М., 2009