Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
Введение 3
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев 5
1.2 Правосубъектность иностранцев 11
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации 14
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства 20
2.1 Личные права и свободы человека 20
2.2 Политические права 22
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение 30
Список литературы 32
Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы.
Беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Лицу, признанному беженцем, выдается специальное удостоверение, которое является документом, удостоверяющим личность и действующим на всей территории Российской Федерации. На основании удостоверения лицо подлежит регистрации в территориальном органе внутренних дел. Лицо признается беженцем на срок до 3 лет, впоследствии этот срок может быть продлен. В случае, если лицу отказано в признании его беженцем, орган миграционной службы в течение 3 дней со дня принятия решения должен сообщить об этом заинтересованному лицу с разъяснением порядка обжалования. Лицо, не признанное беженцем, обязано в месячный срок со дня получения уведомления об отказе покинуть территорию Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.[6]
Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя руководителя территориального органа или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти, которое им рассматривается в течение 3 дней со дня его поступления. При положительном решении вопроса заявителю выдается свидетельство о регистрации ходатайства.
Статус вынужденного переселенца может быть предоставлен лицу не более чем на 5 лет. За это время лицо должно либо вернуться на прежнее место жительства, либо обустроиться на новом.
Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем вследствие:
- совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;
-осуществления преследования в различных формах.
Как беженцы, так и вынужденные переселенцы обладают массой прав и обязанностей, которые по объему и характеру совпадают с правами и обязанностями иных категорий физических лиц (граждан, иностранцев, апатридов).
При рассмотрении категорий иностранцев в России относятся- дипломаты, консульские работники и представители международных организаций. Режим их пребывания в Российской Федерации регулируется не столько национальным законодательством, сколько международно-правовыми актами. Более того, в отличие от вышеуказанных категорий иностранцев в Российской Федерации не существует единого консолидированного акта, посвященного работникам дипломатическо- консульской службы.
В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961г., а статус консульских должностных лиц - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. На основании указанных документов в СССР было принято Положение об иностранных и консульских представительствах на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., которое в значительной мере имплементировало нормы указанных международно-правовых документов в национальное законодательство.[7]
1.2 Правосубъектность иностранцев
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином конкретного государства и состоящее в гражданстве иного государства при наличии правовой связи между таким лицом и конкретным государством. В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исследуемых зарубежных стран существование указанной правовой связи для признания лица иностранцем не требуется.
Будучи субъектом конституционного права, иностранный гражданин обладает конституционной правосубъектностью, предоставляющей ему возможность быть участником конституционных правоотношений. Правосубъектность является составным элементом правового статуса иностранца, который непосредственно вытекает из правовой связи данного лица с государством.[8]
Содержание правосубъектности лица зависит от характера его правовой связи с конкретным государством. Конституционная правосубъектность иностранного гражданина обладает следующими особенностями: ограниченный характер конституционно-правового статуса данной категории лиц по сравнению с аналогичным статусом собственных граждан государства; особая правовая связь между данным лицом и государством пребывания (проживания), отличная от гражданства <*> и обладающая такими свойствами, как срочность, ограниченность территорией страны и непостоянство; нахождение иностранца в двойном подчинении: под действием законов не только страны пребывания (проживания), но и государства своего гражданства.
Конституционная правосубъектность иностранного гражданина складывается из конституционной правоспособности и дееспособности .
Правоспособность иностранных граждан возникает с момента установления правовой связи между иностранцем и государством (например, при обращении иностранца к компетентным органам государства за разрешением на въезд на территорию последнего) и прекращается в момент прекращения указанной правовой связи (например, в случае выдворения).
Дееспособность лиц - граждан конкретного государства возникает с момента достижения ими определенного возраста, например восемнадцати лет для граждан РФ (ст. 60 Конституции РФ). В отношении момента возникновения полной дееспособности иностранцев аналогичного правила не установлено. Представляется, что возможность реализовать те или иные права, свободы и обязанности у иностранца в России возникает также с достижения восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, когда законом предусмотрена возможность осуществления конкретных прав, свобод и обязанностей по достижении определенного возраста.
Для реализации иностранцем своей правоспособности имеет значение также такой фактор, как состояние здоровья лица. Например, наличие у иностранца определенных болезней в одних случаях может повлечь за собой ограничение права на въезд в Российскую Федерацию и проживание в ней (п. 13) ст. 7 и (п. 13) ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об иностранцах"), а в других - служить основанием получения разрешения на временное проживание в более простом порядке (п. 2) ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об иностранцах".
Дееспособность иностранца прекращается одновременно с правоспособностью. Кроме того, при наличии правоспособности лицо в порядке и случаях, установленных законом, может быть признано ограниченно дееспособным или недееспособным. Например, в Российской Федерации порядок признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным регулируется гражданским законодательством (ст. 29, 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) граждан, находящихся на территории государства, не одинаков и зависит от особенностей их конституционно-правового статуса, в том числе от целей и времени пребывания на территории государства, от вида режима, предоставляемого им в данном государстве .
Федеральный закон "Об иностранцах" в зависимости от сроков пребывания в нашей стране лиц рассматриваемой категории устанавливает следующие виды групп иностранцев, характеризующихся определенными особенностями правового положения: временно пребывающие в РФ, временно проживающие в РФ и постоянно проживающие в РФ иностранцы (ч. 1 ст. 2).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" различает иностранных граждан по цели их пребывания в нашей стране, в зависимости от чего устанавливает особый порядок въезда и выезда указанных граждан. Кроме того, ст. 25.2 данного Закона классифицирует иностранцев на лиц, въезжающих в Российскую Федерацию по однократной, двукратной и многократной визе. Приведенные классификации можно охарактеризовать как дополнительные по отношению к основной, закрепленной в Федеральном законе "Об иностранцах".[9]
Таким образом, можно сделать вывод, что категория правосубъектности имеет особое значение для исследования статуса иностранных граждан. Изучение данной категории позволяет выявить специфику правового положения иностранных граждан в государстве пребывания (проживания), установить отличия их положения от собственных граждан государства, а также определить различия в статусе отдельных групп иностранцев.
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в Российской Федерации
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Базовым законодательным актом, который определяет правовое положение иностранных граждан, находящихся на территории России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В числе основных федеральных законов, регламентирующих данные вопросы также Федеральные законы от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".[10]
Особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений и иных связанных с ними отношений, а также отношений в сфере занятости, социального, пенсионного, медицинского страхования и обеспечения регламентируются Трудовым кодексом РФ и соответствующими Законами Российской Федерации и Федеральными законами:
1) Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно пункту 2 его статьи 6 законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью первой статьи 17 является приоритетным правом Российской Федерации. При этом часть вторая названной статьи фактически содержит отсылку к комментируемому Закону, - в ней закреплено, что привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
2) Закон РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Согласно частям второй - третьей его статьи 8 медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Названная статья оперирует понятием "временно находящиеся", которое раскрывается в Положении о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденном во исполнение требований Закона РФ N 1499-1 Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488. Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения оно распространяется на иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, за исключением иностранных граждан:
а) проживающих в Российской Федерации в общей сложности более 183 дней в календарном году;
б) работающих в Российской Федерации по трудовым договорам;
в) находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ;
г) пребывающих в Российской Федерации с официальным визитом;
д) находящихся в Российской Федерации по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ;
е) имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
3) Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Как следует из частей 1 и 2 его статьи 2, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют в том числе застрахованные иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, состоящие на государственной или муниципальной службе, являющиеся адвокатами, индивидуальными предпринимателями, относящиеся к иным категориям лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования;