Правовое положение иностранцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев 5
1.2 Правосубъектность иностранцев 11
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации 14
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства 20
2.1 Личные права и свободы человека 20
2.2 Политические права 22
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

правовое положение инносьранцев.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

4) Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно абзацу четвертому пункта 2 его статьи 6 иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, относятся к субъектам обязательного социального страхования - застрахованным лицам и, соответственно, подлежат обязательному социальному страхованию. Это означает, что работодатели осуществляет обязательное социальное страхование работников - иностранных граждан (вне зависимости от их статуса) с уплатой соответствующих взносов и (или) налогов, а работники - иностранные граждане имеют право на соответствующие пособия по обязательному социальному страхованию.[11]

5) Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В соответствии с его статьей 5, определяющей лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному социальному страхованию данного вида подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (работодателем) (пункт 1); действие данного Федерального закона распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

6) Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Федерального закона право на пенсию в соответствии с его положениями имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет только об одной категории иностранных граждан и лиц без гражданства - имеющих статус постоянно проживающих.

7) Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно пункту 1 его статьи 7 к числу застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии данным Федеральным законом, относятся граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

8) Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с частью третьей его статьи 3 иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В данной норме фактически развиваются положения вышеназванного Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

9) Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Как следует из части первой статьи 1 данного Федерального закона, его действие помимо российских гражданских распространяется на:

а) постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

б) временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства;

10) Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Согласно пункту 4 его статьи 7 равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание имеют постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, если иное не установлено международным договором;

11) Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с его статьей 12 он распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, поименованным в его статьях 2 - 4; меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 данного Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.[12]

Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства

2.1 Личные права и свободы человека

 

Основной принцип, определяющий правовой статус иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, за­креплен в статье 62 Конституции РФ. В соответствии с ним указан­ные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с граж­данами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации». В нем закреплены общие принципы их правового положения, их права, свободы, обязанности и ответственность.

Однако рассмотрение конституционно-правового статуса ино­странцев и лиц без гражданства в Российской Федерации необходи­мо начинать с Конституции РФ, так как она закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются основны­ми необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущих человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необ­ходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фунда­ментальные права, зафиксированные в Конституции РФ и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

В Конституции РФ, как уже было сказано ранее, выделяется несколько категорий прав: личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы человека занимают особое место в суще­ствующей на сегодняшний день системе прав личности, поскольку об­ладают достаточно характерными особенностями: во-первых, они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гра­жданского общества, а во-вторых, — обеспечить его юридическую за­щищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.[13]

Большинство исследователей в области личных прав и свобод отме­чают следующие существенные особенности данной категории прав1:

- личные права являются по своей сущности правами челове­ка, а следовательно, имеют отношение к достаточно широкому кру­ги лиц и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

-  личные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от ро­ждения.

Таким образом, отсутствие связи категории личных прав и сво­бод с принадлежностью человека к гражданству какого-либо госу­дарства позволяет сказать, что иностранцы на территории России обладают тем же комплексом личных прав и в том же объеме, что и граждане Российской Федерации.

Безусловно, данное положение отвечает всем требованиям международных стандартов в области обеспечения прав человека и решается в Конституции РФ путем ис­пользования при формировании норм термина «каждый», т.е. оз­начающий любого человека. Например, согласно части 1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь», части 1 ст. 29- «каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Несмотря на предоставление по Конституции РФ всех личных прав каждому, законодательство об иностранцах регламентирует некоторые из них более подробно. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 11 определяет, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответ­ствии с этим Законом, за исключением посещения определенных территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соот­ветствии с федеральными законами требуется специальное разре­шение. Такими территориями являются территории закрытых ад­министративно-территориальных образований, территории, на ко­торых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны экологического бедствия.

Кроме того, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изме­нять место своего проживания в пределах субъекта Российской Фе­дерации, на территории которого ему разрешено это проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Что касается иностранных граж­дан, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организа­ций, а также аккредитованными в Российской Федерации ино­странными журналистами, то им предоставляется право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе прин­ципа взаимности, за исключением посещения тех же определен­ных территорий.[14]

 

2.2 Политические права

Переходя к следующей группе прав — политическим правам, следует заметить, что эта группа занимает особое место в сущест­вующей системе прав личности, поскольку в отличие от личных по­литические права направлены не на обеспечение автономии челове­ка, а на его проявление в качестве активного участника политиче­ского процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между личностью.

Политические права, как правило, признаются лишь за гражда­нами, т.е. обладание ими связывается с принадлежностью к граж­данству конкретного государства. Технически данное правило ре­шается в Конституции РФ посредством замены слова «каждый» на слово «гражданин».

Как известно, основным свойством любого государства являет­ся его суверенитет, т.е. независимость от различного рода внутрен­них, а главное — внешних факторов. Если предположить, что по­литические права могут принадлежать не только гражданам Россий­ской Федерации, но и иностранцам, то в такой ситуации эта группа прав может стать орудием политических игр различных госу­дарств — через своих граждан осуществлять влияние на политику внутри страны, направляя ее в нужное иностранному государству русло. Нет сомнения в том, что предоставление иностранным граж­данам права участвовать в управлении государством или формиро­вать органы, определяющие государственную политику, недопусти­мо. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и вы­ступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

Однако возможность иностранных граждан и лиц без граждан­ства обладать определенным комплексом таких прав гарантирует­ся, как уже было сказано ранее, статьей 62 Конституции РФ. Рас­смотрим подробнее политические права.[15]

•  В статье 30 Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Подтверждая эту норму, Фе­деральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»1 в статье 1 устанавливает, что иностранные гражда­не и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Рос­сийской Федерации в сфере отношений, регулируемых данным За­коном, за исключением случаев, установленных федеральными за­конами или международными договорами Российской Федерации.

Так, согласно части 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»2 запрещается быть членами политической партии иностранным гражданам и лицам без гражданства.

• Конституция РФ в статье 31 предусматривает право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Эту норму Основного закона развивает Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и пикетированиях», в котором уже в преамбуле заявляется, что данный акт направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собирать­ся мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстра­ции, шествия и пикетирования.

Посредством свободы публичных мероприятий реализуются другие политические права и свободы, принимаются коллективные обращения к органам государственной власти и местного само­управления. Проведение таких мероприятий является одним из средств укрепления связи государственных органов с населением, изучения общественного мнения. Поэтому иностранные граждане не могут участвовать в этих мероприятиях.

•  Право участвовать в управлении делами государства в со­ответствии с частью 1 ст. 32 Конституции РФ принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных реше­ний, в сферу политики, в связи с чем оно закрепляется только за гражданами Российской Федерации. Данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общест­ва, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.

•  В статье 12 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации» в обеспечении части 2 ст. 32 Конституции РФ установлено: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Рос­сийской Федерации и референдумах субъектов Российской Феде­рации».[16]

Информация о работе Правовое положение иностранцев в России