Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы, рассмотреть правовое положение иностранцев в Российской Федерации, их права и обязанности по российскому конституционному праву.
В ходе написания работы были поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- раскрыты основные категории иностранцев, их правосубъектность и система законодательных актов определяющих правовое положение иностранцев в РФ;
- даны основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
Введение 3
Глава 1. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 5
1.1. Категории иностранцев 5
1.2 Правосубъектность иностранцев 11
1.3 Система законодательных актов определяющих правовое
положение иностранцев в Российской Федерации 14
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без
гражданства 20
2.1 Личные права и свободы человека 20
2.2 Политические права 22
2.3 Социально-экономические права и свободы 27
Заключение 30
Список литературы 32
4) Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно абзацу четвертому пункта 2 его статьи 6 иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, относятся к субъектам обязательного социального страхования - застрахованным лицам и, соответственно, подлежат обязательному социальному страхованию. Это означает, что работодатели осуществляет обязательное социальное страхование работников - иностранных граждан (вне зависимости от их статуса) с уплатой соответствующих взносов и (или) налогов, а работники - иностранные граждане имеют право на соответствующие пособия по обязательному социальному страхованию.[11]
5) Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В соответствии с его статьей 5, определяющей лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному социальному страхованию данного вида подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (работодателем) (пункт 1); действие данного Федерального закона распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.
6) Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Федерального закона право на пенсию в соответствии с его положениями имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет только об одной категории иностранных граждан и лиц без гражданства - имеющих статус постоянно проживающих.
7) Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно пункту 1 его статьи 7 к числу застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии данным Федеральным законом, относятся граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
8) Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с частью третьей его статьи 3 иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В данной норме фактически развиваются положения вышеназванного Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Как следует из части первой статьи 1 данного Федерального закона, его действие помимо российских гражданских распространяется на:
а) постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;
б) временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства;
10) Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Согласно пункту 4 его статьи 7 равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание имеют постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, если иное не установлено международным договором;
11) Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с его статьей 12 он распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, поименованным в его статьях 2 - 4; меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 данного Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.[12]
Глава 2. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства
2.1 Личные права и свободы человека
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в статье 62 Конституции РФ. В соответствии с ним указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нем закреплены общие принципы их правового положения, их права, свободы, обязанности и ответственность.
Однако рассмотрение конституционно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации необходимо начинать с Конституции РФ, так как она закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются основными необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущих человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в Конституции РФ и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
В Конституции РФ, как уже было сказано ранее, выделяется несколько категорий прав: личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы человека занимают особое место в существующей на сегодняшний день системе прав личности, поскольку обладают достаточно характерными особенностями: во-первых, они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, а во-вторых, — обеспечить его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.[13]
Большинство исследователей в области личных прав и свобод отмечают следующие существенные особенности данной категории прав1:
- личные права являются по своей сущности правами человека, а следовательно, имеют отношение к достаточно широкому круги лиц и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
- личные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Таким образом, отсутствие связи категории личных прав и свобод с принадлежностью человека к гражданству какого-либо государства позволяет сказать, что иностранцы на территории России обладают тем же комплексом личных прав и в том же объеме, что и граждане Российской Федерации.
Безусловно, данное положение отвечает всем требованиям международных стандартов в области обеспечения прав человека и решается в Конституции РФ путем использования при формировании норм термина «каждый», т.е. означающий любого человека. Например, согласно части 1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь», части 1 ст. 29- «каждому гарантируется свобода мысли и слова».
Несмотря на предоставление по Конституции РФ всех личных прав каждому, законодательство об иностранцах регламентирует некоторые из них более подробно. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 11 определяет, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом, за исключением посещения определенных территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Такими территориями являются территории закрытых административно-
Кроме того, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено это проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Что касается иностранных граждан, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в Российской Федерации иностранными журналистами, то им предоставляется право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе принципа взаимности, за исключением посещения тех же определенных территорий.[14]
2.2 Политические права
Переходя к следующей группе прав — политическим правам, следует заметить, что эта группа занимает особое место в существующей системе прав личности, поскольку в отличие от личных политические права направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между личностью.
Политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, т.е. обладание ими связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. Технически данное правило решается в Конституции РФ посредством замены слова «каждый» на слово «гражданин».
Как известно, основным свойством любого государства является его суверенитет, т.е. независимость от различного рода внутренних, а главное — внешних факторов. Если предположить, что политические права могут принадлежать не только гражданам Российской Федерации, но и иностранцам, то в такой ситуации эта группа прав может стать орудием политических игр различных государств — через своих граждан осуществлять влияние на политику внутри страны, направляя ее в нужное иностранному государству русло. Нет сомнения в том, что предоставление иностранным гражданам права участвовать в управлении государством или формировать органы, определяющие государственную политику, недопустимо. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.
Однако возможность иностранных граждан и лиц без гражданства обладать определенным комплексом таких прав гарантируется, как уже было сказано ранее, статьей 62 Конституции РФ. Рассмотрим подробнее политические права.[15]
• В статье 30 Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Подтверждая эту норму, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»1 в статье 1 устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых данным Законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Так, согласно части 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»2 запрещается быть членами политической партии иностранным гражданам и лицам без гражданства.
• Конституция РФ в статье 31 предусматривает право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Эту норму Основного закона развивает Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором уже в преамбуле заявляется, что данный акт направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Посредством свободы публичных мероприятий реализуются другие политические права и свободы, принимаются коллективные обращения к органам государственной власти и местного самоуправления. Проведение таких мероприятий является одним из средств укрепления связи государственных органов с населением, изучения общественного мнения. Поэтому иностранные граждане не могут участвовать в этих мероприятиях.
• Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с частью 1 ст. 32 Конституции РФ принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики, в связи с чем оно закрепляется только за гражданами Российской Федерации. Данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.
• В статье 12 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в обеспечении части 2 ст. 32 Конституции РФ установлено: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации».[16]