Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Теория государства и права», а также овладение аналитическими навыками самостоятельной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Изучить правовое положение личности (принципы и структура правового статуса, виды правовых статусов);
2. Рассмотреть юридическую конструкцию правового положения личности ( соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус» гарантии правового статуса личности; правовая социализация).
Введение………………………………………………………………………………4
1. Правовое положение личности……………………………………………….7
1.1 Принципы правового статуса личности……………………………………....7
1.2 Понятие и структура правого статуса личности………………………………..9
1.3 Виды правовых статусов человека……………………………………………..16
2. Юридическая конструкция правового положения личности……………...21
2.1 Соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус
личности»………………………………………………………………………………...21 2.2 Гарантии правового статуса личности………………………………………….25
2.3 Правовая социализация личности……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Глоссарий…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………40
Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека; проводятся этнические чистки. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без чёткого правового статуса. 25 млн. российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России.
На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне. Всё вышеперечисленное -это в основном негативные тенденции. Есть и позитивные.
Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создаётся с учётом международных критериев в данной области.
Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнёрству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества.
В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии.
В-четвёртых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.
В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нём выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.
В-шестых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашён принцип «не запрещённое законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.
Все большее значение в жизни государства и общества приобретает право. Данная закономерность проявляется в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества. По мере своего развития государство все более становится «государством человека», в котором человек, его прирожденные, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место. [12]
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний.
Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.
Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. [13]
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные характеристики гражданства представлены в Приложении Д.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения иностранных граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами органов власти, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности. [14]
Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.
Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством.
2.2 Гарантии правового статуса личности
Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества. Основной задачей конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина является их признание, предоставление гарантий соблюдения и обеспечения защиты. Второй главой Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина (Приложение Е). В статье 64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.
Обязанности человека и гражданина. Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права, - писал Гегель, - лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, осознание необходимости адекватной поведенческой реакции.
Обязанность - мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
Носителями естественно-правовых обязанностей выступают человек и общество, юридических - гражданин, государство, его органы. Юридические обязанности отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убий», право собственности - связанность «не укради»), и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве.
В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (рисунок 3).
Рисунок 3 - Обязанности гражданина Российской Федерации
Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).
Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.
В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.
Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности.
Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права.
Конституция России, предусматривая гарантии правового статуса лица, привлекаемого к юридической ответственности, не содержит норм, направленных на ее непосредственную регламентацию. И хотя сегодня ученые выделяют конституционно-правовую, уголовную, административную, гражданско-правовую и материальную ответственность, они подлежат регламентации только в рамках текущего законодательства. Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий. Гарантии - это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям (рисунок 4): [15]
Рисунок 4 - Гарантии правового статуса личности
По утверждению С.А. Комарова: «Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, так как он будет носить формальный характер, Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности».
Политические гарантии зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, осуществляемой ею политики. Политические гарантии обусловлены демократическим характером государства, народовластием, обеспечением соблюдения прав и свобод со стороны государства.
Экономические гарантии - меры, зависящие от экономического развития государства, его благосостояния; это степень предпринимательской свободы, развития рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества, развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и т.д.
Социальные гарантии относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан и т.д.
Идеологические гарантии - мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.
Наиболее важными для нас представляются юридические гарантии - правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень - конституционный, законодательный, подзаконный.