Правовое положение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Теория государства и права», а также овладение аналитическими навыками самостоятельной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Изучить правовое положение личности (принципы и структура правового статуса, виды правовых статусов);
2. Рассмотреть юридическую конструкцию правового положения личности ( соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус» гарантии правового статуса личности; правовая социализация).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1. Правовое положение личности……………………………………………….7
1.1 Принципы правового статуса личности……………………………………....7
1.2 Понятие и структура правого статуса личности………………………………..9
1.3 Виды правовых статусов человека……………………………………………..16
2. Юридическая конструкция правового положения личности……………...21
2.1 Соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус
личности»………………………………………………………………………………...21 2.2 Гарантии правового статуса личности………………………………………….25
2.3 Правовая социализация личности……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Глоссарий…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

              По определению В.Д. Перевалова «Гарантии прав человека и гражданина - система усло­вий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобрете­ния и реализации своих прав и свобод». Их  классифицируют: [16] 

              1. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и авто­номные гарантии.

      Международно-правовые гарантии закрепляются во Все­общей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международ­ная организация труда (МОТ)), посредством различного рода международных программ и проектов. Важное значе­ние в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности ООН, комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, Междуна­родного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

      Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Бал­тийского моря, Организация африканского единства, Орга­низация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Госу­дарств) осуществляются также через различные учрежде­ния на основе соответствующих нормативных правовых актов.

 

              Так, государства - члены Совета Европы руковод­ствуются в своей деятельности Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и дополнительными протоколами к ней. Одним из послед­них был принят Протокол № 14, вносящий изменения в контрольную систему Конвенции ETS № 194, откры­тый для подписания 13 мая 2004 г. Контроль за их реали­зацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Государ­ства — участники СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - участни­ков СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам (1993 г.), Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.), Соглашение о взаимном признании прав на воз­мещение вреда, причиненного работникам увечьем, про­фессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязан­ностей (1994 г.), Конвенция СНГ о правах и основных сво­бодах человека (1995 г.).

      Внутригосударственные гарантии закрепляются в кон­ституциях и иных законодательных актах государств, обес­печиваются соответствующими материальными и органи­зационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам между­народного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они опре­деляют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституци­онного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполно­моченного по правам человека, а также органов суда и про­куратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граж­дан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

      Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федера­тивных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положе­ния о признании и гарантированности прав и свобод чело­века и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

2. По содержанию и видам деятельности гарантии подраз­деляются:

      на экономико-правовые (закрепление свободы эко­номической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство);

      политико-правовые (механизм народовластия, разде­ление и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений);

      социально-правовые (запрет на разжигание социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, обще­доступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования);

      правовые (наличие развитой системы законодатель­ства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом).

 

              В свою очередь, правовые гарантии могут быть мате­риальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процес­суальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико - юридическими (конструкции, отражающие представительно - обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).               В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны:

      Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4),

      Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5),

      Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (глава 7).

 

В рамках соответствующих глав Конституции рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Президент РФ является главой государства, гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государ­ства.

Рис.5. Субъекты конституционной ответственности

 

Обладая широкими полномо­чиями, Президент РФ участвует во всех сферах жизнедеятельно­сти общества и в государственном управлении страной. Президент РФ правомочен приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов РФ в случае незаконности этих актов, противоречия международным обязательствам РФ или наруше­ния прав и свобод человека и гражданина. Президенту как главе государства предоставлено право поми­лования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), которое осуществляется путем издания им указа о помиловании на основании письменного ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное су­дом наказание и имеющего неснятую судимость.

              В связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.[17]

              Цель Уполномоченного - защита интересов государства при рас­смотрении жалоб на Россию в Европейском Суде.

              Организационно аппарат Уполномоченного входит в структуру Главного государст­венно-правового управления Президента России и подотчетен ему. Согласно Федеральному конституционному закону[18]

              Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Компетенция Уполномоченного по правам человека:             

      рассматривает жалобы российских граждан, находящихся на территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей);

      рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель об­жаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо ад­министративном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

 

 

 

 

 

              2.3 Правовая социализация личности

 

              Правовая социализация - система многообраз­ных форм и средств познания и восприятия человеком государственно-правовых явлений, процесс освоения и воспроизводства опыта, правовых навыков и умений при осу­ществлении собственной деятельности. В системно-структурном плане правовая социализация как совокупность форм и средств состоит из следующих компонентов: юридических знаний, которые в силу своих оснований уже имеют социализаторское значение; приемов и средств целенаправленного правового воспитательного воздействия; интеллектуально-психологических установок самой личности, сформировавшихся в результате обучения и воспитания; стандартов и привычек (стереотипов) право­мерного поведения, сложившихся под влиянием синтеза (опыта) знаний, представлений и чувств по отношению к праву и обществу в результате многократной повторяе­мости правомерных действий самой личностью.

              В системно-функциональном плане правовая социализа­ция как жизненный процесс включает в себя несколько ста­дий, которые можно различать по нравственно-правовому критерию (уровню правосознания) и по формально-правовому, иными словами, по степени вовлеченности индивида в систему правоотношений. Последний критерий обусловлен возрастом и спецификой некоторых правоотно­шений. Рассмотрим это подробнее:

      Первая стадия правовой социализации охватывает детей до 6-летнего возраста. Все они с момента рождения обладают правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и обязанности. Разумеется, они являются полностью недееспособными, т.е. не могут своими действиями осу­ществлять права и нести обязанности, в правоотношения за них вступают родители или законные представители. Их поступки интуитивно диктуются желанием избежать нака­зания или заслужить поощрение, а также императивными указаниями родителей. О каком-либо уровне правосозна­ния здесь говорить преждевременно.

      На второй стадии дети от 6 до 14 лет также считаются недееспособными, однако предполагается, что они уже обладают начальным уровнем правосознания и поэтому частично сами вступают в правоотношения. Они имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо госу­дарственной регистрации; сделки по распоряжению сред­ствами, представленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

      Третья стадия правовой социализации охватывает несовершеннолетних от 14 до 18 лет, которые обладают частичной дееспособностью в целом, но в некоторых отрас­лях права могут обладать полной дееспособностью и деликтоспособностью. Например, с 16 лет наступает дееспособ­ность по трудовому законодательству, с этого же наступает административно-правовая и уголовно-правовая ответ­ственность, а за некоторые виды преступлений уголовно-правовая ответственность наступает с 14 лет. По семейному праву при соответствующих условиях может быть снижен возрастной барьер для заключения брака. Если семья, школа, профессиональные учебные заведения, неформаль­ные коллективы помогли индивиду развить позитивные нравственно-правовые установки, то уже можно говорить о достаточном уровне правосознания как основе правомер­ного поведения в дальнейшей его жизни.

 

Виды дееспособности граждан отражены на рисунке 6, описание статей в Приложении Ж.

Рисунок 6 -  Виды дееспособности граждан

 

      В четвертой стадии первая возрастная граница опреде­ляется с 18 лет, т.е. по достижении человеком совершен­нолетия по российским законам. Вторая возрастная гра­ница носит достаточно условный характер: до 25- 40 лет. Люди данного возраста обладают полной дееспособностью и деликтоспособностью за некоторыми исключениями, предусмотренными законом, активно участвуют в разно­образных правоотношениях, у них на основе полученных юридических знаний и социального опыта формируется уже устойчивое правосознание. «Растяжимость» возраст­ного критерия обусловлена спецификой некоторых про­фессий, должностей, требующих для их занятия достиже­ния определенного возраста, образования, стажа работы. Например, судьей может быть гражданин, достигший 25 лет, а судьей областного, краевого, верховного суда республики - 30 лет, судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, судьей Конституцион­ного Суда РФ - 40 лет. Президентом нашей страны может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. На этой стадии возможна смена профессии, переучивание, пере­подготовка кадров и повышение квалификации, получение второго высшего образования и т.п.

      Пятая стадия правовой социализации характеризу­ется уже позитивным консерватизмом правосознания, достаточно высоким уровнем правовой культуры. На этой стадии у людей складываются собственные принципы и стереотипы поведения, появляются черты толерантности, терпимости к мнениям и поступкам других людей, возни­кает понимание необходимости существования определен­ных общественных и государственных институтов, выраба­тывается способность к самоограничению своей свободы действий. Возрастные рамки этой стадии зависят от обра­зования, социально-трудовой деятельности и у разных людей они могут быть разными. Подавляющее большин­ство людей приобретают навыки сосуществования и пози­тивного общения в социуме с 25-30 лет. Но и в 40 лет встречаются инфантильные индивиды в деловом и право­вом отношении

Информация о работе Правовое положение личности