Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Теория государства и права», а также овладение аналитическими навыками самостоятельной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Изучить правовое положение личности (принципы и структура правового статуса, виды правовых статусов);
2. Рассмотреть юридическую конструкцию правового положения личности ( соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус» гарантии правового статуса личности; правовая социализация).
Введение………………………………………………………………………………4
1. Правовое положение личности……………………………………………….7
1.1 Принципы правового статуса личности……………………………………....7
1.2 Понятие и структура правого статуса личности………………………………..9
1.3 Виды правовых статусов человека……………………………………………..16
2. Юридическая конструкция правового положения личности……………...21
2.1 Соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус
личности»………………………………………………………………………………...21 2.2 Гарантии правового статуса личности………………………………………….25
2.3 Правовая социализация личности……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Глоссарий…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………40
По определению В.Д. Перевалова «Гарантии прав человека и гражданина - система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод». Их классифицируют: [16]
1. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ)), посредством различного рода международных программ и проектов. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности ООН, комитетов Генеральной Ассамблеи ООН, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.
Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативных правовых актов.
Так, государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и дополнительными протоколами к ней. Одним из последних был принят Протокол № 14, вносящий изменения в контрольную систему Конвенции ETS № 194, открытый для подписания 13 мая 2004 г. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Государства — участники СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - участников СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.), Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (1994 г.), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.).
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.
Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
2. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются:
на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство);
политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений);
социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования);
правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).
В свою очередь, правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико - юридическими (конструкции, отражающие представительно - обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны:
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4),
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5),
Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (глава 7).
В рамках соответствующих глав Конституции рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Рис.5. Субъекты конституционной ответственности
Обладая широкими полномочиями, Президент РФ участвует во всех сферах жизнедеятельности общества и в государственном управлении страной. Президент РФ правомочен приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае незаконности этих актов, противоречия международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президенту как главе государства предоставлено право помилования (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), которое осуществляется путем издания им указа о помиловании на основании письменного ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
В связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.[17]
Цель Уполномоченного - защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россию в Европейском Суде.
Организационно аппарат Уполномоченного входит в структуру Главного государственно-правового управления Президента России и подотчетен ему. Согласно Федеральному конституционному закону[18]
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Компетенция Уполномоченного по правам человека:
рассматривает жалобы российских граждан, находящихся на территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей);
рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2.3 Правовая социализация личности
Правовая социализация - система многообразных форм и средств познания и восприятия человеком государственно-правовых явлений, процесс освоения и воспроизводства опыта, правовых навыков и умений при осуществлении собственной деятельности. В системно-структурном плане правовая социализация как совокупность форм и средств состоит из следующих компонентов: юридических знаний, которые в силу своих оснований уже имеют социализаторское значение; приемов и средств целенаправленного правового воспитательного воздействия; интеллектуально-
В системно-функциональном плане правовая социализация как жизненный процесс включает в себя несколько стадий, которые можно различать по нравственно-правовому критерию (уровню правосознания) и по формально-правовому, иными словами, по степени вовлеченности индивида в систему правоотношений. Последний критерий обусловлен возрастом и спецификой некоторых правоотношений. Рассмотрим это подробнее:
Первая стадия правовой социализации охватывает детей до 6-летнего возраста. Все они с момента рождения обладают правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и обязанности. Разумеется, они являются полностью недееспособными, т.е. не могут своими действиями осуществлять права и нести обязанности, в правоотношения за них вступают родители или законные представители. Их поступки интуитивно диктуются желанием избежать наказания или заслужить поощрение, а также императивными указаниями родителей. О каком-либо уровне правосознания здесь говорить преждевременно.
На второй стадии дети от 6 до 14 лет также считаются недееспособными, однако предполагается, что они уже обладают начальным уровнем правосознания и поэтому частично сами вступают в правоотношения. Они имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, представленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Третья стадия правовой социализации охватывает несовершеннолетних от 14 до 18 лет, которые обладают частичной дееспособностью в целом, но в некоторых отраслях права могут обладать полной дееспособностью и деликтоспособностью. Например, с 16 лет наступает дееспособность по трудовому законодательству, с этого же наступает административно-правовая и уголовно-правовая ответственность, а за некоторые виды преступлений уголовно-правовая ответственность наступает с 14 лет. По семейному праву при соответствующих условиях может быть снижен возрастной барьер для заключения брака. Если семья, школа, профессиональные учебные заведения, неформальные коллективы помогли индивиду развить позитивные нравственно-правовые установки, то уже можно говорить о достаточном уровне правосознания как основе правомерного поведения в дальнейшей его жизни.
Виды дееспособности граждан отражены на рисунке 6, описание статей в Приложении Ж.
Рисунок 6 - Виды дееспособности граждан
В четвертой стадии первая возрастная граница определяется с 18 лет, т.е. по достижении человеком совершеннолетия по российским законам. Вторая возрастная граница носит достаточно условный характер: до 25- 40 лет. Люди данного возраста обладают полной дееспособностью и деликтоспособностью за некоторыми исключениями, предусмотренными законом, активно участвуют в разнообразных правоотношениях, у них на основе полученных юридических знаний и социального опыта формируется уже устойчивое правосознание. «Растяжимость» возрастного критерия обусловлена спецификой некоторых профессий, должностей, требующих для их занятия достижения определенного возраста, образования, стажа работы. Например, судьей может быть гражданин, достигший 25 лет, а судьей областного, краевого, верховного суда республики - 30 лет, судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, судьей Конституционного Суда РФ - 40 лет. Президентом нашей страны может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. На этой стадии возможна смена профессии, переучивание, переподготовка кадров и повышение квалификации, получение второго высшего образования и т.п.
Пятая стадия правовой социализации характеризуется уже позитивным консерватизмом правосознания, достаточно высоким уровнем правовой культуры. На этой стадии у людей складываются собственные принципы и стереотипы поведения, появляются черты толерантности, терпимости к мнениям и поступкам других людей, возникает понимание необходимости существования определенных общественных и государственных институтов, вырабатывается способность к самоограничению своей свободы действий. Возрастные рамки этой стадии зависят от образования, социально-трудовой деятельности и у разных людей они могут быть разными. Подавляющее большинство людей приобретают навыки сосуществования и позитивного общения в социуме с 25-30 лет. Но и в 40 лет встречаются инфантильные индивиды в деловом и правовом отношении