Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:09, курсовая работа
Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции. Однако в данной работе, помимо указанных вопросов, я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.
Введение……………………………………………………………....................................……..3
Понятие и функции правосознания .……………………….……………………….6
Структура и виды правосознания ………………………………………………..…..9
Взаимодействие правосознания и права ………………..…………………….15
Правовая культура: понятие и структура ……………………………..………..23
Правовой нигилизм и идеализм …………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………….………..36
По
своей структуре правосознание
представляет собой сложное образование,
в котором ученые-правоведы
Выделяя
указанные элементы, следует помнить,
что это условное структурирование,
которое используется в целях
более глубокого познания данного
явления. В реальности же правосознание
выступает как целостное
Под
правовой идеологией понимается совокупность
правовых теорий, идей, взглядов на право,
оценок и представлений о праве.
В правовой идеологии отражение
правовой жизни происходит на теоретическом,
достаточно обобщенном и абстрактном
уровне, на основе глубокого анализа
правовых явлений. Содержание правовой
идеологии обуславливается
Среди элементов правовой идеологии главенствующее положение занимают правовые идеи. В них фиксируются не только отношения к существующему действующему праву, но и пожелания или представления того, каким оно должно быть. Большинство исследователей права считает, что в условиях формирования правовой государственности ведущими компонентами правовой идеологии должны быть идеи установления и функционирования демократических процедур, обеспечения прав и свобод граждан, связанности государства правом.
Правовая психология включает в себя различного рода чувства, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей. И наоборот, эти чувства могут выражать недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий практической жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатывается у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений. Но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой правовая идеология вырастает.
С
известной долей условности в
качестве составного элемента правосознания
можно выделить правовую мораль. Это
представление людей о
В юридической литературе встречаются и иные подходы к структуре правосознания. Выделяются, например, поведенческие элементы, к которым относятся юридические мотивы поведения внутренние установки и готовность действовать. Однако вряд ли правильно процессы мотивации, формирования в сознании человека установок к действию относить к сфере поведения. Они относятся к сфере психической, мыслительной деятельности человека, к сфере его сознания. Поведение же выходит за рамки этой деятельности, является ее результатом. Оно проявляется в объективно внешне выраженном деянии и, таким образом, не может быть элементом правосознания. Мотивы, внутренние установки к действию полностью охватываются правовой идеологией и правовой психологией.
По
своей природе правосознание
как система представляет собой
сложную структуру
Обыденное
правосознание складывается под
влиянием непосредственных жизненных
обстоятельств, стихийно, на основе конкретных
условий жизни человека, его жизненного
опыта, повседневных факторов. Нередко
оно носит характер довольно упрощенных,
поверхностных суждений о праве
и отражает непосредственно житейски-
Научное правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.
Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов. Для юриста умение научно мыслить о праве является его профессиональным отличием. Особенности профессионального правосознания проявляются в восприятии данной профессиональной группой ценностей права в комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать правильные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования и т.п.
По
субъектам правосознание
Общественное
правосознание выражает правовые воззрения
большинства или всех членов общества.
Оно обобщает правовые воззрения, принадлежащие
любому человеку, как бы фильтруя их
сквозь призму сложившихся традиций,
культуры общества, уровня нравственности,
правовых достижений. Общественное правосознание,
с одной стороны, проявляется
в концептуально оформленных
идеях, принципах, понятиях, отражающих
оценку роли права в жизни общества,
как достижения культуры человечества.
Это высокий уровень обобщения
многоаспектных проявлений права, показывающий
его ценность и важность для обеспечения
жизнедеятельности общества. Оно
проявляется и в теоретических
разработках по совершенствованию
правового регулирования и т.д.
Такое проявление общественного
правосознания отнюдь не всегда исходит
от официальных властей или
Таким образом, общественное правосознание аккумулирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве.
В
этой связи представляется не совсем
верным отождествление некоторыми авторами
общественного и массового
Общественное правосознание действительно не является некоей суммой представлений о праве всех членов общества в отдельности. Видимо, оно выражает в большей степени наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений. Однако верно и то, что общественное правосознание не может существовать вне индивидуального. Следовательно, на его формирование влияют как массовые, весьма общие представления о праве, так одновременно и представления научные, высокого уровня, носителями которых является относительно небольшая группа членов общества. Массовое правосознание, очевидно, представляет собой определенную сторону, грань, определенный аспект общественного правосознания, но все же не является им самим.
В реальной жизни общественное правосознание проявляется, прежде всего, в правовой идеологии, в юридической науке, в законодательстве. Но оно одновременно проявляется и в массовых воззрениях на право, в том числе в прессе, в искусстве, в обыденных житейских поступках. Последние являются волевыми актами индивидов, но они обусловлены социально-правовой средой, в которой действует человек.
Различные формы проявления общественного правосознания есть результат сложного взаимодействия человека как члена общества и самого общества. В целом общественное правосознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.
Индивидуальное
правосознание — это
Сильное
влияние общественного
По
признаку субъектов в юридической
литературе выделяется и групповое
правосознание, под которым понимаются
воззрения на право, и правовую практику
различных социальных групп.
Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания.
Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания — нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.
В связи с этим, вопреки высказанным в литературе мнениям, отождествляющим или значительно сближающим правосознание и право, принципиально важно с самого начала подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют качественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).
Если
право по основным особенностям своей
субстанции представляет собой институционное
образование, выраженное в системе
общеобязательных, формально-определенных
норм, то правосознание исчерпывается
тем, что в праве выступает
только исходным моментом его субстанции
— представлениями о праве, суждениями
о необходимости юридической
структуры взаимоотношений
Отсюда особенности в уровне и характере структурированности права и правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна структурированность ничуть; не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т. д.). Добавим к этому, что в обществе с антагонистическими классами оно дифференцировано в соответствии с делением общества на классы. Однако все эти уровни, слои, сферы и, тем более, делений правосознания по классовому основанию не есть структура целостного, органического образования. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосознания — того, что под термином «правосознание» имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности.