Правовое сознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание

Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции. Однако в данной работе, помимо указанных вопросов, я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………....................................……..3

Понятие и функции правосознания .……………………….……………………….6
Структура и виды правосознания ………………………………………………..…..9
Взаимодействие правосознания и права ………………..…………………….15
Правовая культура: понятие и структура ……………………………..………..23
Правовой нигилизм и идеализм …………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………………….35

Список используемой литературы………………………………………………….………..36

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 62.74 Кб (Скачать документ)

     Своеобразными чертами отличаются механизмы действия права и правосознания. Если механизм правового регулирования воплощен в сложном, институционном юридическом  инструментарии, опирается на государственное  принуждение, то механизм действия правосознания  замыкается «чисто» духовной сферой. Правосознание «работает» через  общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового  и законного, чувство права и  законности и вытекающую отсюда волевую  направленность поведения людей.

     Различны  и функции рассматриваемых явлений. Функции права связаны с его  нормативностью, с осуществляемым им нормативно-организационным воздействием.

     Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности: оно имеет информационное и ценностно-ориентационное значение в общественной жизни. Но нормативность правосознания иная, нежели нормативность собственно права. Здесь перед нами не всеобщие формально-определенные образцы, модели поведения (что характерно для права как институционного социально-классового образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения или фактов. Т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению — непосредственно-социальным правам (притязаниям).

     Существенны и различия в социальной роли права  и правосознания, причем различия особые, в зависимости от классовой природы  последнего.

     В эксплуататорских формациях правосознание  угнетенных классов выступает в  основном в качестве противоборствующей силы по отношению к действующей  правовой системе и лишь в перспективе  имеет значение такой социальной формы, в которой происходит накопление интеллектуальных элементов для  формирования в будущем, после победы данных классов в политической революции, новой правовой системы.

     Иная  роль — у правосознания господствующего  класса. Оно в качестве правовой идеологии входит в правовую систему. Его «миссия» заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную духовную, социально-психологическую среду  для функционирования права, взаимодействовать  с ним, выступать в качестве его  спутника. В то же время есть и  более фундаментальная задача, выполняемая  господствующим правосознанием в правовой системе, — задача, которая связана  с тем, что оно непосредственно  контактирует и частично перекрещивается  с господствующей идеологией, политическим, нравственным, философским сознанием. Это своего рода канал «идеологического оснащения» правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые  воплощаются во всем содержании права, правотворчестве, правоприменительной  деятельности и т.д. В господствующей правовой идеологии содержится как  бы идеальная модель действующего права  — право в том облике и том  очертании, в которых оно в  соответствии с требованиями экономического базиса, всей социальной жизни видится в общественном сознании на данном этапе развития общества.

     Весьма  специфическими чертами отличается правосознание в социалистическом обществе. Социалистическое правосознание, начавшее складываться еще до пролетарской революции, в условиях развитого  социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особенности  и преимущества социалистического  права, правосознание нашего общества воплощает принципы коммунистической нравственности, марксистско-ленинское  мировоззрение рабочего класса и  всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая  роль в жизни общества, в правовой системе.

     Одним из аспектов правосознания является общественное мнение о праве. Оно выражает сложившиеся в данной среде представления о законности, справедливости, эффективности действующих юридических норм. И хотя правосознание не равнозначно общественному мнению, последнее выступает в качестве одного из важнейших показателей содержания и характера существующих правовых представлений.

     Хотя  правосознание по главным чертам своей субстанции носит интеллектуальный характер, оно включает и некоторые  волевые элементы, тесно связанные, кстати, с его социально-психологической  стороной.

     Это свойственные правосознанию общества, классов, индивидов нацеленность на установление того или иного правового  режима, стремление определенным образом  юридически урегулировать общественные отношения, настрой на то, чтобы добиться известных прав, притязать «а введение или же на отмену определенных правовых установлений и т. д.

     Активные  элементы правосознания ярко выражены в господствующей правовой идеологии. По-иному, но тоже весьма активными  являются противоборствующие действующей  правовой системе проявления правосознания, такие, в частности, как правовая идеология угнетенных классов, духовно-психологическое сопротивление действующему законодательству со стороны отдельных лиц и при отсутствии антагонистических классов. Значительной активной силой в периоды революционной смены политических систем, осуществляющихся при активном участии трудящихся масс, является массовое революционное правосознание.

     Активные  элементы в правосознании — одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Если же обратиться к более  глубоким слоям социальной жизни, то не может не быть замеченным, что  в самой активности правосознания, степени этой активности, причем в  антагонистических формациях и  в господствующем правосознании, и  в правосознании угнетенных классов, «просвечивают» непосредственно-социальные притязания — необходимость и оправданность деятельности классов, социальных групп. Следует подчеркнуть при этом, что необходимость и оправданность поведения участников общественных отношений, выражающие действие объективных социальных закономерностей, потому, надо полагать, могут быть обозначены словом «право», что внешне как основание для практического действия они иначе, чем через правосознание, не проявляются. Собственно сама идея правового или не правового, в том числе при зарождении права, и выступает в виде формирующегося, первичного правосознания .

     Активные  элементы правосознания характеризуют  и такое специфическое явление, которое ряд авторов именует  «позитивной юридической ответственностью». Последняя, проявляясь и в других элементах правовой действительности — в требованиях законности и, возможно, в особом качестве юридических  обязанностей, — все же в первую очередь касается правосознания. Вполне основательно поэтому В. А. Тархов в  историческом плане видит источник «позитивной ответственности» в  чувстве ответственности. С появлением правового регулирования, пишет  он, чувство ответственности, не утрачивая качества моральной категории, приобретает в то же время и правовой характер. Удельный вес, уровень и характер активных элементов в правосознании могут быть различными. И хотя, по-видимому, правосознание, вовсе лишенное активных элементов, существовать не может, следует особо выделить те проявления господствующего правосознания в рамках данного общества, которые отличаются, так сказать, повышенной активностью — активностью источника «юридической энергии» и потому настолько юридически значимы, что соответствующие формы правосознания входят в качестве правовой идеологии непосредственно в правовую систему, в механизм правового регулирования.

     Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь  проявляется как во влиянии правосознания  на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание.

     В каких же направлениях воздействует правосознание на право?

     Прежде  всего, это влияние проявляется  в процессе формирования права и  весьма заметно на его завершающей  стадии — стадии правотворчества. Оно  заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления  о необходимости и потребности  принятия, определенных нормативно-правовых решений. Как правильно замечает В.Н. Хропанюк, правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. В этой связи определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

     Не  в меньшей степени правосознание  влияет и на соблюдение законов. Как  форма общественного сознания оно  оказывает корректирующее воздействие  на сознание отдельных индивидов  и таким образом способствует повышению его уровня, приближению  индивидуального правосознания  к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в пряной зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности. Чем выше правосознание и культурный уровень людей, тем крепче в обществе законность и правопорядок, тем выше уважение к праву.

     Правосознание играет важную роль и при решении  компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. Естественно, юридические  дела рассматриваются на основе соответствующих  норм права, однако качество разрешения определенной правовой ситуации зависит  в значительной мере от уровня правосознания  судей, следственных, прокурорских работников, других должностных лиц, которые  осуществляют правоприменение. Высокий  уровень правосознания этих лиц  гарантирует, что решение будет  принято на основе требований закона и с учетом всех обстоятельств  конкретного юридического дела. Как  известно, в первые годы Советской  власти конкретные юридические дела, в том числе и уголовные, рассматривались  на основе революционного правосознания, что имело немало печальных последствий. В настоящее время без наличия  соответствующей нормы права  правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим  делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной  ответственности, т.е. оно не используется в качестве источника права. Однако и в современный период правосознание  не может не оказывать влияние  на процессы правореализации.

     В свою очередь происходит воздействие  права на правосознание. Оно проявляется  в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов  и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления  сначала могут принадлежать отдельным  представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Это могут быть ученые, государственные  деятели. Приняв форму закона или  иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются и активно усваиваются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

     Для повышения уровня правосознания  важное значение имеет и демократизация правотворческих процедур, выработка  и правовое закрепление различных  форм участия населения в этом процессе. Такое участие способствует усилению интереса людей к праву  как регулятору общественных отношений  и тем самым — к росту  уровня правосознания граждан. В  этой связи нельзя не отметить важность конституционного закрепления возможности проведения референдумов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Кампании по проведению референдумов повышают правовую активность населения.

     Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его  реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей  положительных правовых чувств, утверждению  высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются  грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает  силу права, в саму идею справедливости.

     Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании  и реализации норм права. Право, юридическая  практика, в свою очередь, активно  воздействуют на формирование правосознания  членов общества.

 

     

  1. Правовая  культура: понятие  и структура
 

     С правосознанием и правом неразрывно связана правовая культура.

     Правовая  культура – качественное состояние  правовой организации общества, реального  функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень  развития в сфере правового регулирования  социальных отношений.

     Правовая  культура общества проявляется в  различных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:

  • уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;
  • совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов);
  • качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
  • состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
  • профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
  • состояние правовой науки и юридического образования;
  • правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
  • состояние законности и правопорядка.

     Эти и другие показатели правовой культуры дают возможность определить, насколько  высоко оценивается в обществе право  как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости.

     Исходя  из объективных проявлений, показателей  в структуре правовой культуры в  широком ее понимании выделяются такие крупные непрерывно взаимодействующие  элементы, как само право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовая деятельность.

     Правовая  культура подразделяется на следующие  виды:

Информация о работе Правовое сознание и правовая культура