Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:09, курсовая работа
Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции. Однако в данной работе, помимо указанных вопросов, я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.
Введение……………………………………………………………....................................……..3
Понятие и функции правосознания .……………………….……………………….6
Структура и виды правосознания ………………………………………………..…..9
Взаимодействие правосознания и права ………………..…………………….15
Правовая культура: понятие и структура ……………………………..………..23
Правовой нигилизм и идеализм …………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………….………..36
Третья
форма проявления правового нигилизма
связана с государственным
Четвертая
форма заключается в
Пятая
форма проявляется в нарушении
и несоблюдении прав и свобод человека.
Нарушение или несоблюдение прав
человека, особенно таких, как право
на жизнь, честь, достоинство, имущество,
безопасность. Слабая правовая защищенность
личности подрывает веру в закон,
в способность государства
Правовой нигилизм можно классифицировать по формам выражения связанным с государственным аппаратом или нет. Так можно выделить правовой нигилизм, проявляющийся в рамках государственного аппарата. К нему можно присоединить «войну законов», противостояние исполнительной и представительной власти. И правовой нигилизм, не связанный с органами государственной власти, т.е. в основном распространяется в народе и проявляется в нарушении законов, неисполнение предписаний законов и другие.
Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность - это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества.
Правовой идеализм.
Если правовой нигилизм характеризуется отрицательным отношением к праву и его ценностям, неверием в его силу, то правовой идеализм занимает противоположную сторону, то есть переоценивает силу права и приписывает ему те функции, которые право по свой сущности не может выполнять. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы “двойное” общее зло. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали”.
Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписывается то, что оно не в состоянии дать обществу.
Это
явление сопровождает человеческую
цивилизацию практически на всем
пути ее развития. Так, еще Платон наивно
считал, что главным средством
осуществления его замыслов, строительства
идеального государства будут идеальные
законы, принимаемые мудрыми
Я
считаю, основной причиной этого явления
является неверное понимание права.
Ведь еще Карл Маркс говорил, что
государство и право – это
явления надстроечные, призванные урегулировать
экономический базис и
На право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать. Ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.
Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма разнолико. Укажем наиболее основные формы. Во-первых, это за бегание законодательства вперед, то есть создание таких норм, которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо к не правильной “работе” актов или вообще к их неисполнению.
Вторая форма проявления правового идеализма заключается в отсутствии реального механизма для реализации юридической нормы. Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.
Третья
форма состоит в недоучете
тех экономических, политических, социально-психологических
условий, в которых будут
Сложившиеся
стереотипы коллективного правосознания,
конечно, не остаются неизменными. Под
воздействием жизни, пропаганды, реформ,
открывающих новые возможности,
они развиваются, модифицируются. Однако
вряд ли страна может быстро сбросить
с себя ярмо многовековой традиции
и устремиться навстречу
В заключение хотелось бы привести в пример слова философов В.С.Нерсесянца и Б.А.Кистяковского:
«Право как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.»
«Право – это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева. Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе и у себя свой сад правовой культуры, растить дерево свободы. Чужими плодами здесь сытым не будешь».
«Все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже не мыслим без государства».