Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:09, курсовая работа
Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции. Однако в данной работе, помимо указанных вопросов, я рассмотрел, каким образом правосознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.
Введение……………………………………………………………....................................……..3
Понятие и функции правосознания .……………………….……………………….6
Структура и виды правосознания ………………………………………………..…..9
Взаимодействие правосознания и права ………………..…………………….15
Правовая культура: понятие и структура ……………………………..………..23
Правовой нигилизм и идеализм …………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………….………..36
Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это — глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительное к ним отношение и высокосознательное их исполнение. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Здесь важно проследить взаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия в определенной мере совпадающие. Но такое совпадение не является полным. Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки и в итоге — активное правомерное поведение. Если же индивид слабо осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения права различные жизненные ситуации, совершает в итоге правовые проступки, а то и преступления, то такие его представления о праве находятся за пределами правовой культуры. В равной степени не может считаться в правовом отношении культурным и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но использует это знание в противоправных целях. В этой связи трудно согласиться с А.И. Коваленко, который утверждает, что правовая культура — это реализованное правосознание. Ведь нельзя говорить об отсутствии правосознания вообще у человека, который имеет искаженное, неверное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т.д. Такой индивид обладает низким уровнем правосознания. Но в этом случае можно и нужно вести речь об отсутствии у такого индивида правовой культуры, ибо его искаженное правосознание реализуется в противоправном поведении. Это относится и к лицам, злоупотребляющим знанием правовых требований. Правовая культура может быть невысокой у лица недостаточно грамотного в правовом отношении, но в целом позитивно оценивающего необходимость установления правопорядка. В том же случае, когда у индивида сложились в сознании устойчивые антиправовые установки и его поведение на практике их отражает, следует вести речь об отсутствии правовой культуры у него вообще. Следовательно, правовая культура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений, а не правосознания вообще.
Структурно
правовая культура личности состоит, таким
образом, из двух элементов: правосознания,
отражающего прогрессивные
Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделять на общественную, групповую и индивидуальную, т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.
Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень, который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге он проявляется в правопослушании, в активном поддержании правопорядка.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности.
Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества и т.д.
Выделяют следующие функции правовой культуры:
1. Познавательная функция, которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д.
Социальная ценность правовой культуры выражается в следующем: с помощью правовой культуры обеспечивается всеобщий устойчивый порядков общественных отношениях, как в сфере производства, обмена, распределения материальных благ, так и в духовной жизни;
Качественный
уровень правовой культуры, ее совершенство
придает импульс для
5. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правовой нигилизм
Начиная разговор о правовом нигилизме, нужно определиться с понятием нигилизм, как с обще социальным явлением. Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другие. Нигилизм разнолик. Он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и так далее, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике.
Общей
чертой всех форм нигилизма является
отрицание, но не всякое отрицание есть
нигилизм. Отрицание шире, оно органически
присуще человеческому
В
целом нигилизм, в традиционном и
наиболее общем его понимании, воспринимается
как явление деструктивное, социально
вредное. Нередко нигилизм принимает
разрушительные формы. В крайних
своих проявлениях он смыкается
с различными анархическими, лево- и
праворадикальными
Характерным
признаком нигилизма является не
объект отрицания, который может
быть лишь определителем его конкретного
вида, а степень, интенсивность, категоричность
этого отрицания с
В
литературе существует несколько определений
понятия правового нигилизма, я
укажу на две более общие трактовки.
Правовой нигилизм – характеризуется
активным отрицательным отношением
к праву и его ценностям. Вторая
точка зрения выглядит так: не только
активное отрицательное отношение
к праву, но и вообще любое скептическое
отношение к праву и его
институтам и ценностям. Я считаю,
что согласится нужно с первым
определением, т.к. право ассоциируется
в народе, прежде всего с системой
законодательства. Поскольку качество
законодательства зависит от юридической
техники и развитостью
В литературе можно встретить две основных причины правового нигилизма, это политическая и идеологическая. Политическая причина состоит в том, что в государстве много лет господствовал не демократический режим, т.е. деятельность данного государства основывалась не на праве. И народ понимал, что приказания и указания правительства или монарха и есть право. Тогда как эти указания были не правовыми и во многом ущемляли права и свободы населения. Вследствие этого и сложилось отрицательное отношение к праву, вплоть до вооруженных выступлений против несправедливого монарха или правительства. Идеологическая причина связана с многолетним господством нормативистского право понимания, которое связывало право с волей государства. Иными словами право являлось властным выражением воли государства, тем самым любой нормативный акт ассоциировался с государственным велением. Тем самым вызывало отрицательное отношение к праву и его активное отрицание.
Существуют и формы выражения правового нигилизма, по которым можно и определить существует в данном государстве правовой нигилизм или нет.
Первая
форма выражения правового
Вторая
форма связана с повсеместным
и массовым неисполнением и несоблюдением
юридических предписаний, когда
субъекты (граждане, должностные лица,
государственные органы, общественные
организации) попросту не соотносят
свое поведение с требованиями правовых
норм, а стремятся жить и действовать
но “своим правилам”. Неисполняемость
же законов - признак бессилия власти.
Неподчинение же законам причиняет
не меньший урон обществу, чем их
прямое нарушение. Законы легко обходят,
блокируют, с ними не считаются. При этом
закон для многих стал весьма условным
понятием: нравится - повинуюсь, не нравится
- игнорирую. Такое всеобщее непослушание
- результат крайне низкого и деформированного
правосознания, отсутствия должной правовой
культуры, а также следствие общей расхлябанности
и безответственности.