Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я хочу написать о теме касающейся правового нигилизма. Эта тема интересна тем, что именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Еще А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность искони тяготевшая над народом была для него своего рода школой. Вопиющую несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую он подчиняется им как силе. Русский любого звания обходил или нарушал закон всюду и совершенно так же поступило правительство. В данной работе я попытаюсь определить: источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раб.docx

— 53.31 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Правовой нигилизм и правовой идеализм

 

 

курсанта 1 курса

дневной формы обучения

3 взвода 

 

 

 

 

 

Самара 2011

 

Содержание

 

Введение

Глава 1

1. Государство и право в системе  социального регулирования общественных  отношений

2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм

Глава 2

1. Формы и соотношение правового  нигилизма и правового идеализма

2. Влияние правового нигилизма  и правового идеализма на правовой  мир личности и систему общественных  отношений

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей курсовой работе я хочу написать о теме касающейся правового  нигилизма. Эта тема интересна тем, что именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Еще А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность искони тяготевшая над народом была для него своего рода школой. Вопиющую несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую он подчиняется им как силе. Русский любого звания обходил или нарушал закон всюду и совершенно так же поступило правительство.       В данной работе я попытаюсь определить: источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России. А так же на ряду  с правовым нигилизмом я рассмотрю право-положение явление как правовой идеализм одним словом преувеличение реальных регулятивных возможностей  правовой формы. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком много надежды в деле переустройства нашего общество. Думается, что лишь достаточный политический и  правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государство и право  в системе социального регулирования  общественных отношений

В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они  являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия  государства и права на систему  социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих макропонятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения с какой  точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие  и в тоже время точные определения  данных понятий. Итак, рассмотрим несколько  определений понятия "государство":

1. государством называется территориальная  целостность, созданная национальной  или многонациональной общностью,  в которой с помощью политической  элиты поддерживается юридический  порядок, включая законное право  применения насилия;

2. Государство – это организация  политической власти содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других  интересов в пределах определенной  территории (Н.И. Матузов);

3. Государство – единая политическая  организация общества, которая распространяет  свою власть на всю территорию  страны и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные  для всех веления (В.Н. Хропанюк).

От определений государства  переходим к определению права.

1. право – система общеобязательных  формально определенных неперсонифицированных  правил поведения, установленных  и обеспеченных государством  и являющихся властноофициальным  регулятором общественных отношений.

2. Право – единственная система  норм, которая обязательна для  всего населения, проживающего  на территории определенного  государства; выражает общую и  индивидуальную волю граждан  государства, им охраняется и  устанавливается в официальных  актах (В.Н. Хропанюк).

Эти определения – малая часть  всех определений, которые существуют в теории государства и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие выводы:

1.1. Любое государство – союз  политических сил, издающий правовые  нормы.

1.2. Государство имеет единую  территорию.

1.3. Неотъемлемая часть государства  - право

2.1. Право – система общеобязательных  норм.

2.2. Право устанавливается и охраняется  государством, выражая волю политической  элиты общества.

2.3. Право служит регулятором  общественных отношений.

 Ни теоретически, ни практически  право невозможно отделить от  государства, а государство –  от права. Государство и право  представляют собой единую систему,  которая взаимодействуя своими  составными частями, стремится  к той или иной цели (в большинстве  случаев этой целью является  становление правового государства). Государство и право постоянно  поддерживают друг друга (государство  в своей деятельности опирается  на право и конкретные правовые  нормы, правовые нормы устанавливаются  государством на основе возникновения  общественных отношений).

Наличие и грамотное применение права является важнейшим признаком  государства и залогом успеха взаимоотношений общества и государства.

Государство, выражая право в  виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает  правовую систему, совершенствует ее и  претворяет нормы права в жизнь.

Социальное назначение государства  лежит в определении его сущности. Государство – средство социального  компромисса общества и самого государства. Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов  права).

Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного (Н.И. Матузов). Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.

Объектом регулирования, выполняемом  социальными мерами, нормами являются отношения между людьми  и их объединениями. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы  регулируют (причем довольно полно  и всесторонне) систему жизни  современного общества, за исключением  случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право  не являясь только более конкретной социальной нормой регулируют отношения  в обществе.

Выявить социальное назначение права  можно из его многолетних определений  и определений сущности права, т.к. именно право вступает регулятором  общественных отношений, а способ его  применения формирует определенный вид правосознания, развивает и  предопределяет правовую культуру личности.

При посредничестве права государство  реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это  и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения  и ряд других).

Таким образом, государство и право  окружают человека со всех сторон, не вторгаясь  лишь в его внутренний мир.

Подводя итог всему вышесказанному мы можем сделать несколько выводов:

1. Государство и право играют  большую роль в системе регулирования  общественных отношений;

2. Государство и право оказывают   косвенное влияние на формирование  правовой культуры  общества, причем  влияние это может быть как  отрицательным, так и положительным.

Учитывая тему моей курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние  государства и права на общество, особенно на качество этого влияния.

Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние  права мы видим, когда права и  правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его  членами.

Примером отрицательного воздействия  права на общество служит правовой нигилизм --- неприятие права.

Учитывая важность права в современном  государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.

 

2. Правовой нигилизм и правовой  идеализм (понятие и причины явлений)

Для начала следует разобраться, что  же такое нигилизм вообще.

Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) -  в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся  форм общественной жизни (*Кр словарь  по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности. По утверждению  большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение  он получил в XIX веке (в основном в  России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического  учения связан с именами таких  философов, как  Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и  ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно  разнообразен и может принимать  различные формы выражения, такие  как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма  выражения нигилизма зависит  от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Яркие примеры нигилистов мы можем  найти в художественной литературе XIX века. В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель  нигилизма – Базаров). Российский нигилизм того периода носил революционный  характер.

Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль  новой молодежи следует искать "в  недоученных учениках  Чернышевского  и Добролюбова, в Базаровых,  в  нигилистах -  в них жизнь, в  них энергия, в них  честная  и сильная воля". (* Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. С.П.б., 1906. с. 293. ст. Н.И. Матузова "Правовой нигилизм и правовой идеализм как  две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2 1994).

По утверждению С.Л. Франка России присущ нигилизм, нигилистическое отношение  к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент  не знает никаких  абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения  людей, поступков, состояние на хорошие  и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.…  Под нигилизмом я разумею отрицание  или непризнание абсолютных (объективных) ценностей". (* Франк С.Л. Этика  нигилизма // Вехн. Из глубины. М., 1991. с. 170,172,173).

Известный русский теоретик анархизма  М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма  в своей книге "Государственность  и анархия":

" Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем  что такое, с точки зрения  внутренней жизни ее, наша любезная  всероссийская империя. Для небольшого  количества, может быть для нескольких  тысяч людей, во главе которых  стоит император со всем  августейшим  домом и со всей знатною  челядью, она – неистощимый  источник – нравственных; для  более обширного, хотя все еще  тесного меньшинства, состоящего  из нескольких десятков тысяч  людей, высоких военных, гражданских  и духовных чиновников, богатых  землевладельцев, купцов, капиталистов  и паразитов, она – благодушная,  благодетельная и снисходительная  покровительница законного и  весьма прибыльного воровства;  для обширнейшей массы мелких  служащих, все-таки еще ничтожной  в сравнении с народною манной  – скупая кормилица; а для  бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". (*М.А. Бакунин, Собр. Соч. "Государственность и анархия".).

При таком отношении пусть даже теоретика к государству ( оно  во многом правильное) неизбежно возникают  предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.

Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  есть нигилизм. Отрицание – понятие  более широкое чем нигилизм, оно  присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

В работах философов ( в основном, социалистов) нигилизм упоминается  в весьма положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление  молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата -  в движении, которое обычно называют нигилизмом (*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. стр. 41). Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное  движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь  происходит слияние нигилизма и  естественной борьбой против устаревшей системы.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм