Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
В своей курсовой работе я хочу написать о теме касающейся правового нигилизма. Эта тема интересна тем, что именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. Еще А.И. Герцен отмечал, что « правовая необеспеченность искони тяготевшая над народом была для него своего рода школой. Вопиющую несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую он подчиняется им как силе. Русский любого звания обходил или нарушал закон всюду и совершенно так же поступило правительство. В данной работе я попытаюсь определить: источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России.
Введение
Глава 1
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений
2. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Глава 2
1. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма
2. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Заключение
Несмотря на ряд положительных
ситуаций ( в частности, упоминавшаяся
выше), нигилизм в общественном сознании
сочетается с деструкцией (объект деструкции
зависит от формы выражения нигилизма).
Очень часто нигилизм принимает
весьма радикальные формы своей
реализации, выливаясь в антиобщественные
и асоциальные действия. В своих
наиболее крайних и редких проявлениях
он объединяется с анархическими, лево
– и праворадикальными
Проявления социального и
Примером того, что нигилизм свойственен молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам – революционерам XIX века базой поведения служил радикализм (террор) как метод воздействия на политическую власть. Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип мышления" ( а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно выяснить причины правового нигилизма в современном обществе.
Еще одной характерной чертой нигилизма
является не объект отрицания (он может
только определять конкретную форму
нигилизма), а "степень, интенсивность,
категоричность этого отрицания
– с преобладанием
Разновидностью социального
Правовой или юридический
Корни правового нигилизма лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Интересно, что некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа.
Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни.
По утверждению Н.И. Матузова " стойкое предубеждение ; неверие в высокое предназначение права, потенциал, возможности и даже необходимость права – таков морально – психологический генезис данного феномена. Наконец, отношения к праву может быть просто индифферентным(…), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей".
Выявить причины вызвавшие правовой нигилизм в России, особого труда не представляет. Но для этого необходимо проследить историю развития правового нигилизма в нашей стране.
По-моему мнению правовой нигилизм
вступил в наиболее острую фазу своего
развития в XIX веке. Неверие в
силу права присуще России издавна.
Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность,
искони тяготевшая над народом, была
для него своего рода школою. Полное
неравенство перед судом убило
в нем всякое уважение к законности.
Русский, такого бы звания он ни был
обходит и нарушает закон всюду,
где это можно сделать
Бакунин соглашается с Герценом и считает испытанием всех бед государство: " Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский должен понимать что наша империя не может переменить своего отношения к народу. Всем своим существом она обречена быть губительницею его, его кровопийцею. Народ инстинктивно ее ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено все ее существование и сила. Для подержания внутреннего порядка, для сохранения насильственного единства и для поддержания внешней даже не завоевательной, а только самосохраняющей силы ей нужно огромное войско, а вместе с войском нужна полиция, духовенство… Одним словом, огромный официальный мир, содержания которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ. Нужно быть ослом, невеждой, сумасшедшим, чтобы вообразить себе, что какая-нибудь конституция, даже самая либеральная и самая демократическая, могла бы изменить у лучшему это отношение государства к народу (выделено мной); ухудшить его; сделать еще более обременительным, разорительным – пожалуй, хотя и трудно, потому что зло, доведено до конца; но освободить народ, улучшать его сознание – это просто нелепость". (*М.А. Бакунин, Государство и анархия", Собр. Избр. Сочинений, стр.356).
После проведения либеральных реформ 60-70 х. гг. в России начинается активный процесс развития юриспруденции, правовой науки, наук, связанных с правом и т.д. Именно в этот период в России проводится судебная реформа, одно из крупнейших юридических преобразований XIX века. Несмотря на все это в России существует большое число политических течений, носящих антиюридический характер. Вот несколько примеров идеологов и их учений, которые либо не признавали его совсем.
Консерваторы – славянофилы, народники и др. политические расхождения исторических путей России и Европы считали, что России надо строить свое общество на началах скорее нравственных и религиозных, нежели на основе права. По словам Запад, предполагает "поклонение государству", "механическое юридическое право". Во время активного становления права в стране европейский народ "есть народ негосударственный" (К.С. Аксаков). "Посмотрите на Запад Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций и обеднели душою, готова рухнуть каждую минуту ( И.С. Аксаков – младший).
В работах П.Л. Лаврова, теоретика
народничества, мы также сталкиваемся
с пренебрежением правом. Так, в "Ответе
русскому конституционалисту" сам
Лавров называл "бороться с конституционалистами,
что бы те, которые только сочувствуют
нам, а не прониклись еще социалистическими
сознанием, не могли пристать к фальшивому
ненадежному знамени
Правовой нигилизм проявился и
в изложении позиций
Известная доля антиюридизма присущен и писателю Л.Н. толстому. Следуе6т отметить, что антиюризм Толстого сложился на основе справедливого осуждения российских законов. Однако и западные правовые системы Л. Н. Толстой отрицал, говоря, что путь, по которому пошли западные страны был ненужным и неправильным. Предельно кратко и точно Толстой обрисовывает свое отношение к праву в "письме к студенту о праве", "… назвав право "гадким обманом""(*В. А. Туманов, "Правовой нигилизм в историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993., стр. 55).
Внимания заслуживает и
В предисловии к сборнику дана общая "позиция по отношению к праву".
"Признание теоретического и
практического первенства
Таким образом, право перестает быть основной ценностью человеческого общества.
Говоря о русской религиозной
философии нельзя не вспоминать ее
великого творца – В.С. Соловьева. Основав
религиозную философию и развив
концепцию о превосходстве
Не следует забывать и контрреформы Александра III когда государство дав обществу некоторые свободы и послабления сразу же их отобрало.
Рассматривая ситуацию в правовой сфере жизни российской общественности обобщенно мы можем констатировать следующие факты.
Наряду с возросшими потребностями
в юридических науках и профессиях
в стране образуется дефицит правосознательных
членов общества, причем дефицит чисто
исторического происхождения (зародился
он еще тогда, когда на Руси возникло
привилегированное право и
Конкретизируя эту ситуацию можно
сделать вывод: в конце XIX века
в нашей стране формируется исключительно
хорошие условия для
Возможно, в России у большинства членов общества могла бы сложиться более-менее хорошая правовая культура неадекватное отношение к праву, но времени для формирования элементов правовой системы было крайне мало.
Продолжая небольшой исторический
обзор необходимо отметить, что в
России в начале XX века начинает зарождаться
и получать законодательное оформление
конституционная монархия (Манифест
об усовершенствовании государственного
порядка от 17 октября 1905 года; Учреждение
государственной Думы от 20 февраля
1906 года). Создается своеобразная Конституция
– Свод основных государственных
законов (23 апреля 1906 года). Возможно, в
России смогло бы сложиться правовое
государство в условиях конституционной
монархии, но слишком сильны революционные
тенденции в политической (нелегальной)
жизни страны. Народное неудовольствие
выливается в февральскую революцию.
В условиях сложившегося в стране
двоевластия. Ни о какой четкой работе
государственного механизма и действии
правовых норм, разумеется, речи быть не
может. Последующая Великая
Любой революции свойственен