Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:08, реферат

Описание

Развитое правосознание и правовая активность граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Также в своей работе я рассмотрела проблему отрицательного влияния на общество и его институты слаборазвитого правового сознания. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.rtf

— 457.87 Кб (Скачать документ)

      фактора: соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении законности и правопорядка, активность государства и общественности в борьбе с правонарушениями и т.п. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистическими.

            Важным элементом правовой психологии являются правовые представления. У людей всегда имеются определённые представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права, потому что, если у индивида складывается неправильное представление о праве, например, только как о системе нормативно-правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом, потому что индивид перестанет интересоваться правом, т.к. он будет считать, что он всё  знает о нём.

      В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции - это выражение отношения субъекта к действительности в форме положительного, или отрицательного, или смешанного проявления в виде печали, радости, восторга и т.д. Правовые навыки - затверженные стереотипы правового поведения.

            Особенностью правовой психологии является то, что она возникает всегда как массовое правосознание, являясь продуктом непосредственной деятельности социальных общностей9.

      Это имеет место в различных видах правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и исполнении права.

            Второй уровень - правовая идеология. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных       взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связанное с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с определенной позиции10.

            Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.

            Правовая идеология также имеет свои элементы: понятие, суждение, умозаключение, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии

            Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор несвязанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология, наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерности, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

            Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, а без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности, а правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. Во-вторых, правовая психология - наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учёта правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение.

     Следовательно, только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

               4. Виды правового сознания.

     Существует два основных подхода, согласно которым можно разделить правовое сознание на виды. Согласно первому подходу, виды правового сознания зависят от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этой классификации выделяют индивидуальное и групповое правовое сознание общества. Второй подход классифицирует правовое сознание в зависимости от способа отражения. Здесь выделяют обыденное и теоретическое, или научное, правовое сознание.

     Очевидно, что существует два этапа бытования общественного правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь по сути дела общественное сознание представляет собой наиболее устоявшиеся идеи, представления, концепции права и его институтов. Можно сказать, оно обусловлено экономическим базисом, т.к. право - явление надстроечное. И тогда общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. Индивид принимает эти общие черты отражения правовой действительности, навязанные существующим государством и правом, но не всецело. И тогда-то и проявляется влияние общественного правового сознания на индивидуальное, т.е. начинается второй этап. В связи с этим и появляются разногласия у учёных: одни видят, что общественное сознание преобладает над индивидуальным, другие - наоборот, что индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на месте, оно развивается и меняется. Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А т.к. источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи, представления, концепции права и его институтов, то последнее и формирует индивидуальное правовое сознание.

     Исходя из этого, можно уточнить понятие общественного и индивидуального правового сознания. Также необходимо указать в этой системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей. Таким образом, правосознание членов данной группы будет включать те представления о праве и его институтах, которые наиболее распространены в данном коллективе. Правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов.

     При дальнейшем рассмотрении каждого вида правосознания я буду исходить из того, что общественное сознание уже сформировано.

     Индивидуальное правовое сознание - это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются и с учётом жизненного опыта индивида. Не исключе-

но влияние индивидуального правового сознания на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчиваясь со смертью индивида.

       Групповое правовое сознание - такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Оно возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами, и осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы. Этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.

       В правовом сознании общества закрепляются типичные устойчивые взгляды на право и его институты, существующие в данном обществе. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне. Можно изобразить общественное сознание с помощью круговых схем Эйлера11. 

       

       По способу отражения правовой действительности, как уже говорилось, выделяют обыденное и научное (теоретическое). Отличие этих способов друг от друга проявляется в степени их связанности с научной методологией.

       Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений через  опыт индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять их с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Также необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер: наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

       Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к.в последней присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как, например, интуиция . В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания. Примером тому могут служить теологические концепции.

       Немаловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание даёт практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание даёт истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

       Таким образом, можно утверждать, что теоретическое и обыденное правосознания существуют во взаимодействии и взаимовлиянии.

       5. Функции правосознания.

       Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить указание большого числа функций правового сознания. Но, по мнении. Некоторых ученых, существует три основных его функции, а остальные есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

       Посредством познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции индивидом накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который

      осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутренне психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрёл ранее12. Таким образом, у индивида возникают правовые чувства, эмоции, настроения и навыки, начинает свою работу регулятивная функция. В чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того, имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же, не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правового сознания оказывает влияние и нравственное, политическое, философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания формируется уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В-четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими, как моральное, нравственное и другие. Иными словами, правовое сознание позволяет определить границы действия правовых и социальных  

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм