Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:08, реферат

Описание

Развитое правосознание и правовая активность граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Также в своей работе я рассмотрела проблему отрицательного влияния на общество и его институты слаборазвитого правового сознания. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.rtf

— 457.87 Кб (Скачать документ)

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Введение. 

      История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрала правосознание.

      Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

     Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право -- явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

     Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других:  «Для того чтобы иметь зрелое правосознание, необходимо выносить в душе особый опыт, который может быть обозначен так: это есть прежде всего непосредственное, подлинное и отчетливое испытание чего-то неосязаемого как имеющего объективное значение. Такое испытание, проверенное и очищенное интуитивным методом, неминуемо порождает убеждение в действительной наличности предмета с объективным значением, а попытка постигнуть этот предмет мыслью - неминуемо заставляет признать в нем его собственный, имманентный ему и тождественный себе объективный смысл, заданный к адекватному уразумению. Таков схематический путь к усвоению сущности положительного правосознания как такового»1.

     Итак, развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и уточнением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь подлежит общему и основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии , науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания.

     Развитое правосознание и правовая активность граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

     Также в своей работе я рассмотрела проблему отрицательного влияния на общество и его институты слаборазвитого правового сознания. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

     В специальной литературе исследования правового сознания проводились довольно часто, но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с господствующей до недавних пор  марксистско-ленинской идеологией). Что касается правового нигилизма, то разработка этих вопросов началась в нашей науке сравнительно недавно: в конце 80-х - начале90-х годов ХХ века. Основные учёные, которые занимались разработкой этой проблемы - Матузов Н.И. и Туманов В.А. Игнорирование вопросов правового нигилизма и идеализма также связано с господствовавшей идеологией, которая эти проблемы исключала в принципе.

     Таким образом, всё вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведённого в данной боте, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме . 
 

     2. Понятие правосознания.

  Для того, чтобы рассмотреть вопрос о понятии правового сознания, нам следует обратиться к различным подходам  к пониманию права, потому что правосознание есть одна из категорий права (но в соответствии с разными концепциями понимания права, как будет показано далее, правовое сознание играет разную роль в существовании и развитии права).

      Итак, рассмотрим три основных подхода к пониманию права и в соответствии с ними определимся, какое место занимает правосознание в существовании права. Эти подходы выделяют в зависимости от того, в чём усматривается основа (базовый элемент) права - норма права, правосознание, правоотношение - нормативистский, психологический и социологический (это три узких подхода, а широкий подход к пониманию права объединяет норму права, правосознание и правоотношение в основе права).

Нормативистский подход к пониманию права ставит в основу права юридическую норму. Тем самым он игнорирует роль правового сознания в создании и реализации правовых норм. Психологическая теория основывается на правосознании, эта теория признаёт правом конкретную психическую деятельность (реальность) - правовые эмоции человека. Интуитивное право и выступает регулятором человеческого поведения и потому рассматривается как реальное, действительное право. Социологическая теория права рассматривает его как эмпирическое явление - в основу понятия права положено общественное отношение, защищённое государством, а нормы закона и правосознания не отрицаются этой теорией, а рассматриваются как признаки права. Само же право - это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Рассмотрев эти три подхода,

можно прийти к выводу, что ни один из них несостоятелен в отношении реальной действительности, ведь ни один из этих подходов не является господствующим в нашем государстве. Но наиболее признанным является широкий подход к пониманию права, который ставит в основу права три правовых явления - норму права, правосознание и правовые отношения. Иными словами, эти явления играют одинаковую роль в существовании права. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вместе с тем играют большую роль в существовании права.  

       Правосознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма отражения объективной действительности, осуществляемая человеком1. Формы общественного сознания существуют в своем единстве как одно целое -- активное отражение общественного бытия. Среди форм общественного сознания выделяют правовое сознание, политическое сознание, нравственное или моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие2. Эти формы сознания существуют в тесной связи, т.к. их носитель, человеческий мозг, является общим для всех форм сознания, и это обуславливает их взаимосвязь, и если говорят о каких либо формах сознания, то предполагают, что это определенные мысли о какой-либо сфере жизни, например, религии. Поэтому при рассмотрении правосознания следует учитывать тесное взаимосуществование всех форм общественного сознания. Нет формы

      сознания безразличной, нейтральной к праву3. Наиболее активно взаимодействуют с правосознанием политические, нравственные и экономические воззрения.

       Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания, которая с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов общественного сознания закономерностям, а с другой стороны, обладает определенными особенностями, что позволяет отделить её от других форм общественного сознания.

       В отечественной литературе существует другой подход к изучению правосознания. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки наряду с правом и правовыми отношениями. Право, правосознание и правоотношения находятся в тесной связи друг с другом, они взаимодействуют и даже взаимопроникают4. Но не стоит отождествлять эти явления, так как они не совпадают ни в своем содержании, ни в формах проявления. Эти категории выступают в качестве разнопорядковых, относительно самостоятельных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию, свою особую роль в едином процессе функционирования правовой надстройки5. Но это подход не отрицает существования правосознания как формы общественного сознания.

       Итак, правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности6.

       Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения правосознания являются окружающая нас юридическая  или правовая действительность. В юридическую действительность входят правоотношения, юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права и т.д., одним словом, все, что связано с правом. В юридическую действительность включают и те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает вследствие объективных свойств, присущих законодательству и общественным отношениям соответственно статичностью и динамичностью.

  Также специфичным для правосознания является способ отражения юридической действительности. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических категорий. Категории правосознания - это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает юридическую действительность. Основными, присущими только правовой форме общественного сознания, являются категории юридических прав, юридических обязанностей и законности. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное (соответствующее правам, обязанностям и требованиям законности, вытекающее из норм права) и неправомерное (противоречащее обязанностям и требованиям законности, вытекающее из правовых норм).

Законность, юридические права и обязанности - это наиболее общие категории, свойственные любому типу правосознания. Из этих категорий развиваются все другие, более сложные катего- 

      рии:  правосубъектность, правопорядок, правонарушение и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное  и противозаконное, юридическое и неюридическое7.

      Таким образом, категории правового сознания не являются неизменными. Их смысл и содержание зависит от господствующих политических, экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.

                   

      3. Элементы и структура правового сознания.

            Структура - это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов2. Структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязи, как упорядоченность и организованность системы, как характер, закон, способ связи элементов. Наука выделяет два элемента правового сознания - это правовая психология и правовая идеология.

            Правовая психология - это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она функционирует на эмпирическом уровне и независима от деятельности человеческого мозга (бессознательна). Правовая психология также имеет свою структуру.

            Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Правовые чувства всегда связаны с отноше- 

      нием людей к праву, законности, с одобрением правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Очень часто причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере жизни общества (нарушение законности, совершение преступлений). Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом8. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах в эмоциональной форме выражается отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

            Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушениям. Они накладывают существенный отпечаток на поведение людей.  Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, значительно устойчивее проявляются. Правовые настроения могут выступать не только как отдельный элемент, но как состояние правовых чувств, связанное с определённым поведением людей. Эти настроения развиваются под влиянием многих факторов, хотя решающая роль принадлежит общественному бытию. Однако здесь велика роль и субъективного  

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм