Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:08, реферат
Развитое правосознание и правовая активность граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Также в своей работе я рассмотрела проблему отрицательного влияния на общество и его институты слаборазвитого правового сознания. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм.
Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. И по сей день есть люди, которые считают, что с помощью закона можно “накормить страну”, ликвидировать безработицу, повысить социальный и экономический уровень жизни и т.д3.
Основная причина этого явления - неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право - это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, очевидно, что право лишь урегулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды и тем более, если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству, и обществу.
На право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.
Проявление правового идеализма, как и правового нигилизма, разнолико. Укажем наиболее основные формы. Во-первых, это «забегание законодательства вперед», т.е. создание таких норм, которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет к заведомо неправильной “работе” актов или вообще к их неисполнению.
Вторая форма проявления правового идеализма заключается в отсутствии реального механизма для реализации юридической нормы1. Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. Нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованные правом.
Третья форма состоит в игнорировании тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы. Законодатель при создании юридической нормы должен учитывать все условия среды, где будет работать данная норма. Законодатель должен проанализировать ранее созданные подобные нормы, опыт законодателей других стран в данной сфере, научные достижения и наработки и на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.
Можно утверждать, что правовой идеализм исходит от законодателя, который по своей небрежности и неграмотности создает “неправильные” нормы, которые в свою очередь могут порождать скептическое или нигилистическое отношение к праву и его ценностям. Также и в обществе может зарождаться правовой идеализм, например, когда народ надеется на законы, которые, по его мнению, улучшат положение в социальной и экономической жизни общества.
Говоря о правовом нигилизме и идеализме, нужно указать и на методы борьбы с этими явлениями. Поскольку эти явления возникают в связи с низким уровнем правового сознания, то и методы борьбы с ними будут одними и теми же.
Во-первых, это повышение уровня правового сознания и правовой культуры у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду, чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области гражданского, государственного права, чтоб люди знали, какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения подвергнуты правовой регламентации.
Во-вторых, создание экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод, чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться с суд только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят, то через неопределенно длительный срок.
В-третьих, государство должно обеспечить реальный контроль над преступностью и по возможности ее ликвидировать. Помимо контроля над преступностью надо проводить борьбу с правонарушениями, в том числе административными.
В-четвертых, ликвидировать инфляцию законов. Законов не должно быть много и они не должны дублироваться и повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу.
Таким
образом, и правовой нигилизм, и правовой
идеализм как социальные явления нуждаются
в дальнейшем серьёзном изучении для успешного
преодоления их причин и проявлений.