Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:08, реферат

Описание

Развитое правосознание и правовая активность граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Также в своей работе я рассмотрела проблему отрицательного влияния на общество и его институты слаборазвитого правового сознания. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.rtf

— 457.87 Кб (Скачать документ)

      норм и согласовать их в пересекающихся сферах действия, например, в уголовном праве.

       Особо важное значение имеет регулятивная функция в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования1.

       В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех вышеупомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, право- образующая функция, прогностическая функция. Опишем некоторые из них.

       Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания - государство и право - это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие2 и правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами, идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

       Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели1. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений -- экономических, политических, этических, религиозных и др.

       Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право- и законотворчества, начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства2.

        Таким образом,  выработка модели должного поведения является результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений,  причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости. 
 

6. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 

Правовой нигилизм 

       Начиная разговор о правовом нигилизме, нужно определиться с понятием нигилизм как  общесоциальным явлением. Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения1. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другие. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и т. д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике2.

       Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин нигилизм теряет свои смысл и отождествляется с более объемным понятием “отрицание”. На- пример, народ, совершающий революцию, отрицает старый, скажем, феодальный строй, так как феодализм себя изжил и не устраивает народ с его новыми потребностями. Это не нигилизм, а вполне закономерное явление в историческом процессе.

       В целом нигилизм, в традиционном и наиболее общем его понимании, воспринимается как явление деструктивное, социально вредное. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом1.

       Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень интенсивности, категоричность этого отрицания с преобладанием субъективного, индивидуального начала. Здесь проявляется гипертрофированное сомнение в определенных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, преступлениями, нарушением нравственных и правовых норм2.

       По мнению Н.И Матузова, социальный нигилизм особенно широко распространился у нас в период “перестройки” и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой - его по-

      бочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Причем сопровождалось это таким явлением, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени исключительно в черных красках. Лейтмотивом этих умонастроений было: у «нас» - все плохо, у «них» - все хорошо13.

            В литературе существует несколько определений понятия правового нигилизма, я укажу на два наиболее распространенных его признаков. Первое: правовой нигилизм характеризуется активным отрицательным отношением к праву и его ценностей. Второе: не только активное отрицательное отношение к праву, но и вообще любое скептическое отношение к праву и его институтам и ценностям. Я считаю, что согласиться нужно с первым определением, т.к. право ассоциируется в народе прежде всего с системой законодательства, поскольку качество законодательства зависит от юридической техники и развитости правосознания законодателя, т.е. зависит от субъективных причин. Если законодательство не обладает высоким качеством, у населения может складываться скептическое отношение к нему, оно может критиковать некоторые законы, которые на самом деле «не работают» и т.д. главное в правовом нигилизме - активное отрицание. С учетом этого можно сформулировать определение, наиболее соответствующее пониманию правового нигилизма.

            Правовой нигилизм - это активное отрицание права, его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов14.

            В литературе можно встретить две основных причины правового нигилизма, это политическая и идеологическая. Политическая причина состоит в том, что в государстве много лет господствовал тоталитарный режим, т.е. деятельность данного государства основывалась не на праве. И народ понимал, что воля правительства или монарха и есть право. Тогда как эта воля была не правовой и во многом ущемляла права и свободы населения. Вследствие этого и сложилось отрицательное отношение к праву, вплоть до вооруженных выступлении против несправедливого монарха или правительства. Идеологическая причина связана с многолетним господством нормативистского правопонимания, которое связывало право с волей государства. Иными словами, право являлось властным выражением воли государства, тем самым любой нормативный акт ассоциируется с государственным велением и тем самым вызвало отрицательное отношение к праву и его активное отрицание.

            Существуют несколько форм выражения правового нигилизма.

      Первая форма выражения правового нигилизма - это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов. Это самая явная форма проявления правового нигилизма. прежде всего сюда следует отнести уголовно наказуемые деяния, а так же гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Но стоит отметить, что некоторые проступки не яв 
 

ляются проявлением правого нигилизма, например, такие как причинение вреда здоровью по неосторожности и др. Также надо отметить, что при правовом нигилизме наблюдается массовость нарушения законов, не только уголовных, но и других1.

       Вторая форма связана с повсеместным и массовым неисполнением и несоблюдением юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по “своим правилам”2. Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Неподчинение законам причиняет не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение. Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются. При этом закон для многих стал весьма условным понятием: нравится - повинуюсь, не нравится - игнорирую. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей расхлябанности и безответственности. В подобной среде весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, махинаторы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются “грязные деньги”, перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на “очень богатых” и “очень бедных”.

       Третья форма проявления правового нигилизма связана с государственным аппаратом1, в частности, с законодательными органами разных уровней. Она состоит в издании противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга. Нередко подзаконные акты становятся «выше» законов. Вводимые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В то же время имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает правовую сумятицу, неразбериху, войну законов, за которой стоит война властей.

       Четвертая форма заключается в конфронтации исполнительной и представительной структур, когда представители законодательной и исполнительной власти посредством права пытаются выяснять отношения и тем самым разочаровывают население. Это проявляется как на федеральном, так и региональном (местном) уровне.

       Пятая форма правового нигилизма проявляется в нарушении и несоблюдении прав и свобод человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается юридический нигилизм. Признание и конституционное закрепление естественных прав человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому воплощению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности отчуждение от него, правовую разочарованность, скепсис. Между тем давно подмечено: идея прав человека отнюдь не противоречит идее сильной полиции.

       Правовой нигилизм можно классифицировать и по формам выражения связи с государственным аппаратом, например, «война законов», противостояние исполнительной и представительной власти -  и правовой нигилизм, не связанный с органами государственной власти, который в основном распространяется в народе и проявляется в нарушении законов, неисполнении предписаний и другие15. 

Правовой идеализм. 

       Если правовой нигилизм характеризуется отрицательным отношением к праву и его ценностям и неверием в его силу, то правовой идеализм занимает противоположную позицию, т.е. переоценивает силу права и приписывает ему те функции, которые право по свой сущности не может выполнять. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете смыкаются и образуют как бы “двойное” общее зло. Иными словами, перед нами две стороны “одной медали”1.

       Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, от него требуется то, что оно не в состоянии дать обществу2.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм