Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Проблема эта очень актуальна на сегодняшний день. Средства массовой информации, писатели, ученые, видные юристы постоянно обращают внимание на правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье, процветающие в обществе. Юридический нигилизм действительно принял широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей. Это — опасное социальное явление, могущее стать серьезным препятствием на пути реформ.
Введение
Исторические корни правового нигилизма (Право и интеллигенция)
Исторические корни правового нигилизма (Советский юридический нигилизм)
Формы правового нигилизма в современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа:
Правовой нигилизм в России
Содержание.
Введение
Исторические корни правового нигилизма (Право и интеллигенция)
Исторические корни правового нигилизма (Советский юридический нигилизм)
Формы правового
нигилизма в современном
Заключение
Список использованной литературы
1. Введение
Скептическое
и негативное отношение к праву,
несомненно, существует в современном
российском обществе и в немалых
масштабах. Такое отношение вплоть
до полного неверия в его
Проблема эта
очень актуальна на сегодняшний
день. Средства массовой информации, писатели,
ученые, видные юристы постоянно обращают
внимание на правовой нигилизм, юридический
беспредел, правовое бескультурье, процветающие
в обществе. Юридический нигилизм действительно
принял широкомасштабные размеры: от сферы
повседневных отношений людей до деятельности
высших законодательных органов государства,
от центрального управленческого аппарата
до самодеятельности местных властей.
Это — опасное социальное явление, могущее
стать серьезным препятствием на пути
реформ.
Правовой нигилизм
в России – явление не только
сегодняшнего дня. Он всегда существовал
в нашей стране, разрастаясь или
уменьшаясь в зависимости от множества
различных причин. Правовой нигилизм
имеет в нашей стране благодатнейшую
почву, которая всегда давала и продолжает
давать обильные всходы. Причем почва
эта постоянно удобряется, поэтому "неурожайных
лет" практически не было. Как и раньше,
живем в море беззакония, которое подчас
принимает характер национального бедствия
и наносит обществу огромный и невосполнимый
ущерб. Истоки же этого недуга уходят в
далекое прошлое. Идея закона в России
обычно ассоциировалась скорее с главой
государства, монархом, чем с юридическими
нормами. В общественном сознании прочно
утвердилось понимание права исключительно
как приказа государственной власти. Представления
о праве как указаниях "начальства"
настойчиво культивировались в народе
- то, что исходит сверху, от властей, то
и право. Но еще Фейербах заметил: "В
государстве, где все зависит от милости
самодержца, каждое правило становится
шатким" . Давно было сказано: на Руси
всегда правили люди, а не законы. Отсюда
- наплевательское отношение к закону
как свойство натуры русского обывателя.
Расхожими стали горькие слова Герцена
о том, что жить в России и не нарушать
законов нельзя. "Русский, какого бы
звания он ни был, обходит или нарушает
закон всюду, где это можно сделать безнаказанно;
совершенно так же поступает и правительство"
. С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щедрина
о том, что суровость российских законов
смягчается необязательностью их исполнения.
Известны крайне отрицательные суждения
Л.Н. Толстого о праве. Все это, как пишет
В.А. Кистяковский, дало повод одному из
тогдашних поэтов-юмористов Б.Н. Алмазову
сочинить следующие стихи, вложенные в
уста К.С. Аксакова:
Россиянам присущ
правовой нигилизм. Классики отечественной
литературы основывали свои высказывания
на наблюдениях за окружающей их действительностью.
И если бы она была другой, то народ
не сложил бы пословицы, вроде "Закон,
что дышло - куда повернул, туда и вышло",
"Закон - что столб, можно и обойти".
Где же корни правового нигилизма, столь распространенного и живучего в нашем российском обществе? Какие масштабы он принял сегодня и как избавится от этой "болезни общества"? В этом и заключается главная задача данной работы.
2. Исторические
корни правового нигилизма (
Исторически сложившееся
в России отношение к праву
было по крайней мере двойственным.
Со времен Петра I самодержцы учреждали
такую систему правления, которая
служила их интересам. Как уже отмечалось,
идея закона ассоциировалась скорее с
главой государства, нежели с юридическими
нормами. И хотя время от времени предпринимались
попытки кодификации права, монархи воздерживались
от признания его общих принципов, на которых
основывается власть и которые в иерархии
ценностей выше, чем сама власть.
Екатерина Великая,
несмотря на личные контакты с такими
знаменитыми философами, как Дидро
и Вольтер, тем не менее напуганная
французской революцией. сочла идеи
просвещения, в частности неотъемлемые
права человека и гражданина, угрозой
ее личной власти. Подобным же образом
Николай I был напуган восстанием декабристов
в 1825 г. и воздействием на них абстрактных
представлений о праве и справедливости.
С начала XIX в. возобладала (не без помощи
Н.М. Карамзина) историческая школа права,
отвергавшая концепцию обязательного
соответствия национального права универсальным
естественным нормам. Отсюда — отрицание
каких бы то ни было ограничений для царских
указов и установлении. В этот период было
запрещено преподавание естественного
права, а предпочтение отдавалось так
называемому законоведению.
Один из западных
исследователей отмечал: "Российская
Империя XIX в. – это не полицейское
(Polizeistaat) и тем более не как
правовое государство (Rechtstaat) в прямом
значении этих терминов, а скорее регламентарное
(Reglamentstaat), действовавшее на основании
множества актов и предписаний" .
Двойственное
отношение Александра II к праву
в конечном итоге ослабило значение
великих правовых реформ 60-х годов.
В соответствии с этими реформами. которые
проводились после ликвидации крепостничества,
была создана система независимых судов
— института присяжных и адвокатуры. К
началу XX в. судьи стали назначаться пожизненно;
они осуществляли правосудие публично,
с участием присяжных, уважительно относясь
к процессуальным правам подсудимых.
Если бы аналогичные
судебные институты были распространены
на территории всей Российской Империи,
могла бы сформироваться и правовая
культура, соответствующая состоянию
общества, чего. однако, не случилось: когда
независимость судей и присяжных начала
представлять для правительства угрозу,
оно стало вмешиваться в их деятельность.
Правовой статус
личности в Российской Империи определялся
социальным положением, что нашло отражение
в сословной системе. Первым сословием
было дворянство, затем духовенство, далее
сословия мещан, крестьян и всех прочих.
Каждое из сословий обладало юридически
оформленными правами и обязанностями.
И хотя соотношение классовых сил в обществе
менялось, государство реагировало на
рост социальных и политических волнений
попытками укрепить status quo. Для новых же
социальных групп — рабочих, ремесленников,
интеллигенции — в устаревшей сословной
системе места не находилось.
К началу XX в. классификация
правового положения личности была настолько
неопределенной, что некоторые ученые
отмечают наличие в России того времени
двух различных "миров". Один представлял
собой традиционную систему сословий
во главе со всемогущим самодержавием,
другой — "неразвитое, но растущее гражданское
классовое общество; его защищала реформистская
бюрократия, призванная отвечать на запросы
современного мира, который традиционная
Россия предпочитала игнорировать"
.
После революции
1905 г. во время дебатов в первой
и второй Государственных думах (в 1906
и 1907 гг.) выделилась явная оппозиция сословной
системе. За день до столыпинского переворота
3 июня 1907 г. было внесено в Думу законодательное
предложение о ликвидации сословий.
Но для царского
режима сама идея создания новой правовой
системы была неприемлемой. Самодержавие
обращалось с населением, как с подданными,
которым были дарованы определенные права
и привилегии в соответствии с их социальным
положением. Изменение правовой и политической
системы потребовало бы изменения отношений
между личностью и государством. Однако
традиции французского Просвещения не
имели в Российской Империи такого распространения,
как в Западной Европе, где они вызвали
к жизни доктрину естественных прав —
не зависящих от государства, изначально
присущих личности. Не случайно в общественном
сознании довольно прочно укрепилось
нигилистическое отношение к праву, понимание
его исключительно как приказа (зачастую
несправедливого) государственной власти.
Вообще, формирование
национального сознания в России в
течение длительного времени шло в таких
условиях, которые не могли не породить
широкомасштабного юридического нигилизма.
Он — естественное следствие способов
правления, которыми пользовалось русское
самодержавие, многовекового крепостничества,
лишавшего массу людей правосубъектности,
репрессивного законодательства, несовершенства
правосудия. Имело значение и отсутствие
должного внимания к праву со стороны
православной церкви (в отличие, например,
от католической, роль которой в рецепции
римского права весьма существенна). У
Герцена было достаточно оснований, чтобы
сказать: "Правовая необеспеченность,
искони тяготевшая над народом, была для
него своего рода школою. Вопиющая несправедливость
одной половины его законов научила его
ненавидеть и другую; он подчиняется им
как силе. Полное неравенство перед судом
убило в нем всякое уважение к законности"
.
После реформ 60-х
годов XIX в. в России шел активный
процесс развития юридических профессий,
правовой науки, юридического образования.
Важнейшие юридические проблемы, в
том числе конституционные, оказались
в фокусе общественно-политической жизни,
что предполагает достаточно высокий
уровень правовой культуры. Однако все
это в столь исторически короткий промежуток
времени не привело к сколько-нибудь радикальному
преодолению юридического нигилизма в
массовом сознании. Да и более высокий
уровень общественного сознания был далеко
не свободен от него. Достаточно вспомнить
взгляды Л. Н. Толстого, который требовал
заменить право нравственными заповедями,
а юридическую науку называл "болтовней"
о праве. В "Письме к студенту по поводу
права" (1909 г.), Л.Н. Толстой писал: "Право
государственное есть право отбирать
у людей произведения их труда, посылать
их на убийства, называемые войнами, а
для тех, которые отбирают произведения
их труда и которых посылают на войны,
право пользоваться теми произведениями
своего труда, которые еще не отобраны
от них, и не идти на войны до тех пор, пока
их не посылают. Право гражданское есть
право одних людей на собственность земли,
на тысячи, десятки тысяч десятин и на
владение орудиями труда, и право тех,
у кого нет земли и нет орудий труда, продавать
свои труды и свои жизни, умирая от нужды
и голода, тем, которые владеют землею
и капиталами. Уголовное право есть право
одних людей ссылать, заточать, вешать,
для людей же ссылаемых, заточаемых и вешаемых
есть право не быть изгнанными, заключенными,
повешенными до тех пор, пока это тем, кто
имеет возможность это делать, не покажется
нужным" .
Таким образом,
Л.И. Толстой четко выразил взгляд,
широко распространенный не только среди
правовых нигилистов, но и среди марксистов:
право есть орудие власти того или иного
класса, инструмент для формирования такого
общества, которое выгодно для находящихся
у власти.
В преобладавшей
философской мысли того периода право
занимало весьма скромное место, будучи
сильно потеснено абсолютным приматом
нравственных и религиозных начал. Американский
исследователь общественной мысли этого
времени в России А.Валицкий пришел к выводу,
что праву в ней не повезло. Он отмечал:
"В России право отвергалось по самым
разным причинам: во имя самодержавия
или анархии, во имя Христа или Маркса,
во имя высших духовных ценностей или
материального равенства" . Ни в одной
развитой стране мира не было столько
идеологических течений, отмеченных печатью
антиюридизма, а в лучшем случае — безразличия
к праву, как в России. Рассмотрим самые
основные из них и определим отношение
к праву их представителей.
Консерваторы
и демократы. Отмечая принципиальное
несходство исторических судеб России
и Запада, представители консервативного
крыла общественной мысли, так называемые
славянофилы, считали, что России свойственно
строить свою жизнь на началах нравственных,
религиозных и (говоря современным языком)
патерналистских. Запад же предпочитает
"поклонение государству", "механическое
юридическое устройство". В то время
как в Европе активно формировались выдержавшие
затем испытание временем публичное и
частное право, представители славянофильской
ориентации настаивали на том, что русский
народ "есть народ негосударственный"
(К.С. Аксаков), право и конституция ему
не нужны. "Посмотрите на Запад. Народы
увлеклись тщеславными побуждениями,
поверили в возможность правительственного
совершенства, наделали республик, настроили
конституции и обеднели душою, готовы
рухнуть каждую минуту" (И.С. Аксаков-младший).
Было бы большой
ошибкой видеть в славянофильстве
причуды группы консерваторов, пытавшихся
заменить слово "галоши" на "мокроступы".
Раздвоенность русской
Обратимся к
левому крылу общественной мысли
— к ярким, представителям которого
принадлежат А.И. Герцен и др. и "политико-правовые
учения" которых в нашей литературе
аттестуют как демократические
и передовые. Таковыми они, очевидно,
были, но вот были ли они правовыми?