Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Проблема эта очень актуальна на сегодняшний день. Средства массовой информации, писатели, ученые, видные юристы постоянно обращают внимание на правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье, процветающие в обществе. Юридический нигилизм действительно принял широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей. Это — опасное социальное явление, могущее стать серьезным препятствием на пути реформ.
Введение
Исторические корни правового нигилизма (Право и интеллигенция)
Исторические корни правового нигилизма (Советский юридический нигилизм)
Формы правового нигилизма в современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
3. Исторические
корни правового нигилизма (
Октябрьская революция
создала предпосылки для
Одна из основных
причин в том, что в самой правящей
партии, в ее руководящих эшелонах
должная роль права, особенно в государственном
управлении, была явно непонята, что, в
свою очередь, было своеобразным наследием
предшествовавшего периода гражданской
войны и военного коммунизма, приверженности
к методам последнего, убежденности в
том, что все основные проблемы могут и
должны решаться жесткими политико-административными
мерами. Формула о диктатуре пролетариата
как власти, не связанной и не ограниченной
законами, воспринималась куда проще,
чем более сложное соотношение диктатуры,
демократии и права. Имела место и своеобразная
идеологическая инверсия, когда неприятие
буржуазного права как средства закрепления
капиталистических отношений эксплуатации
и неравенства было перенесено на право
как таковое, которое не мыслилось иначе
как буржуазное, в лучшем случае нэповское.
Свою роль сыграла и формула об отмирании
права. Эта очевидно заслуживающая внимания
на высоком теоретическом уровне концепция
в тогдашних условиях в сочетании с другими
антиправовыми факторами и иллюзорными
представлениями о темпах приближения
к коммунистическому обществу, также формировала
взгляд на право как на нечто временное
и потому малосущественное. Традиционный,
идущий из прошлого юридический негативизм
и теория отмирания права были опасным
сочетанием.
В ходе возникшей
после смерти Ленина в партийном
руководстве политической борьбы, в
дискуссиях на пленумах и съездах партии
вопрос о праве и его роли в дальнейшем
развитии страны и ее политической системы
практически не затрагивался. И произошло
это потому, что в глазах участников, будь
то Сталин и его сторонники или его противники
— Троцкий, Зиновьев, Каменев — "правовое"
не представлялось существенным, не имело
высокой социальной значимости.
Если в 20-е
годы все же сохранялся шанс на развитие
правовой основы государственной и
общественной жизни, то с установлением
режима сталинизма было сделано почти
все возможное для того, чтобы дискредитировать
право в общественном сознании. Масштабные
репрессивные кампании (раскулачивание;
массовые "чистки", достигшие апогея
в 1937—38 гг., а позднее—в 1949—50 гг.; выселение
народов и т. д.) сводили на нет принцип
законности, превращали правосудие в трагическую
карикатуру. Не поднимало авторитет права
и правонарушающее законодательство.
Под это определение подпадает длинный
ряд законов периода культа личности.
Резка, но справедлива оценка народным
депутатом СССР Н. С. Сазоновым законодательства
30-х годов, как "самого бандитского права
по отношению к народу" . Однако, в этот
период была принята новая демократическая
по звучанию Конституция, что способствовало
росту правосознания. В какой-то мере это
так. Но нельзя не видеть, что глубокая
пропасть между конституционным фасадом
и реальным функционированием механизма
власти подрывала престиж Конституции,
веру в право и конституционные формы
правления.
Если просмотреть
многочисленные сочинения Сталина,
нетрудно увидеть, что такие слова, как
право, правосудие, правосознание вообще
не входили в его лексикон. Они не встречаются
даже в "Докладе о проекте Конституции
СССР 1936 г.", где были бы весьма уместны
Более того, в нем нет и упоминания о социалистической
законности. Впрочем, в той ситуации употреблять
это понятие было бы весьма кощунственно,
как кощунственно звучала фраза об обеспеченности
"известными материальными средствами"
демократических свобод советских граждан.
В литературе и
массовом сознании 20-30-х годов правовой
нигилизм был представлен следующими
основными установками:
1) право считалось
неполноценной и даже ущербной
формой регулирования
2) отрицался
гуманистичекий смысл правовой
нормы; ее непременная (если
не прямая, то косвенная) отнесенность
к задаче защиты личной
3) широкое распространение
получал социальный и
Правовой нигилизм
выражал себя не только в теоретических
рассуждениях. Он существенно деформировал
язык. Выражение "буржуазное" сопрягалось
со словом "право" в качестве своего
рода постоянного эпитета (словосочетание
"социалистическое право" казалось
абсурдным). Неискоренимо буржуазными
выглядели и такие понятия, как "парламентаризм",
"юридическое лицо", "формальное
равенство".
Само слово "личность"
(важнейшее в юридическом
Так исторически сложилось, что за первые десятилетия существования советского общества не только не был преодолен юридический нигилизм, доставшийся от прошлого, но к нему добавился еще и благоприобретенный "социалистический" правовой нигилизм. Идеи негативного отношения к праву прочно "застряли" в головах наших соотечественников. Тяжелое наследие предыдущих веков оказывается не так-то просто искоренить даже провозглашением демократических прав и свобод, стремлением к созданию правового государства. К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого порока, но в полной мере унаследовали его, а во многом "обогатили".
4. Формы правового
нигилизма в современном
В современной
России правовой нигилизм распространен
чрезвычайно. Несмотря на то, что проблема
эта поднимается часто на страницах
газет и журналов, многие осознают
ее, юридический нигилизм все равно
существует, охватывая все слои общества,
проявляясь в самых различных своих формах,
начинаясь на обыденном и заканчиваясь
на самом высшем ведомственном уровне.
Укажем лишь на некоторые из этих форм,
наиболее острые и очевидные из них.
1. Прежде всего,
это прямые нарушения действующих законов
и иных правовых актов (умышленные либо
непреднамеренные). Они составляют огромный,
трудно обозримый массив уголовно наказуемых
деяний, а также гражданских, административных
и дисциплинарных проступков. Корыстный
уголовный криминал - наиболее грубый
и опасный вид правового нигилизма, наносящий
неисчислимый вред обществу - физический,
материальный, моральный.
Криминогенная
ситуация в стране оценивается сегодня
с помощью таких эпитетов, как
разгул, обвал, беспредел. Преступность
приобрела мафиозно-организованный характер
с преобладанием жестоких насильственных
форм. Произошло ее сращивание с коррумпированной
частью госаппарата, что, собственно, является
характерным признаком мафии. Законы попираются
цинично, открыто н почти безнаказанно.
Преступный мир диктует свои условия,
ведет наступление на само государство,
претендует на власть. Слово "нигилизм"
- слишком мягкое для отражения происходящего
в данной сфере. Это - некая запредельность.
2. Повсеместное
и массовое неисполнение (несоблюдение)
юридических предписаний, когда субъекты
(граждане, должностные лица, государственные
органы, общественные организации) попросту
не соотносят свое поведение с требованиями
правовых норм, а стремятся жить и действовать
но "своим правилам". Неисполняемость
же законов - признак бессилия власти.
Нередко федеральные н региональные чиновники,
отдельные члены Федерации, производственные
коллективы публично отказываются выполнять
те или иные законы, так как, по их мнению,
они "неправильные". Либо выдвигают
ультиматумы - не сделаете (не дадите) то-то,
не будем выполнять то-то или примем встречные
меры (перекроем газ, магистраль и т. д.).
Неподчинение же законам причиняет не
меньший урон обществу, чем их прямое нарушение.
Здесь можно
привести конкретный пример. Удивительная
информация прозвучала в январе этого
года на итоговом заседании Комиссии по
жилищной политике и коммунальной реформе
московской городской Думы. Из шестнадцати
принятых в этой сфере в прошлом году или
ранее законов и постановлений московской
городской Думы, по оценкам самих законодателей,
семь не работают. При этом такие важные,
как "Основы жилищной политики города
Москвы" и изменения и дополнения к
нему, "О гарантиях города Москвы лицам,
освобождающим жилые помещения", "Об
особенностях приватизации жилых помещений
в квартирах коммунального заселения"
и вплоть до постановления "О правах
товариществ собственников жилья по управлению
и использованию объектов нежилого фонда
в кондоминиуме". "Круглый стол"
по проблемам жилищной политики выявил
целый перечень случаев, когда арбитражные
суды отказывают в праве долевой собственности
на вестибюли, лестничные площадки, подвалы
и электрощитовые, и не столько членам
кондоминиумов, сколько состоящим в ЖСК
и ТСЖ, даже несмотря на то, что все выплаты
за эти помещения вносились регулярно
и документально подтверждаются . Оказывается,
все очень просто. Чиновники не хотят усложнять
себе жизнь и не заниматься в этой связи
сложными рассчетами. Эта их "инициатива"
почему-то поддерживается в суде, что совершенно
незаконно.
Неуважение к
закону как высшему источнику
права – характерная черта
ведомственного (местнического) юридического
нигилизма. Это нашло отражение
и в самом законодательстве в
той мере, в какой административная
система воздействует на законодательный
процесс (декларативность законов, их
неполнота, отсылочность), и в общей установке
рассматривать закон как акт по преимуществу
общего характера, действующий не столько
прямо, сколько после его "разъяснения",
"детализации", "конкретизации"
в ведомственном порядке. Подобный cтереотип
прочно закрепился на верхних и на нижних
этажах административной системы. Верха,
да и чиновники средней руки уверены в
своем праве корректировать закон, "отложить
в сторону" те или другие его нормы,
а нижестоящие звенья привыкли к тому,
что надлежит следовать не закону, а идущим
сверху инструкциям и указаниям.
Один из советских
публицистов предпринял недавно
попытку классифицировать те способы,
с помощью которых происходит
"метаморфоза законодательных
постановлений" после того, как с ними
"поработает", управленческий аппарат.
Автор выделяет три таких способа. Первый
– когда общий закон как бы раскладывается
на несколько детализирующих его постановлений,
каждое из которых вроде бы ему не противоречит,
но в их совокупности его реализация сводится
к нулю. Второй — использование неясности,
недоговоренности, противоречия, которые
можно отыскать почти в любом законе. Третий
— исполнение с "перегибом", исполнительский
раж, превращающий закон в абсурд" .
Юрист мог бы существенно расширить приведенную
классификацию. Но и сказанного достаточно
для характеристики такой антиправовой
"культуры управления".
Законы легко
обходят, блокируют, с ними не считаются.
Это своего рода социальный бойкот,
саботаж, обструкция. Закон для многих
стал весьма условным понятием: нравится
- повинуюсь, не нравится - игнорирую. Законоупречное
поведение - почти норма. Такое всеобщее
непослушание - результат крайне низкого
и деформированного правосознания, отсутствия
должной правовой культуры, а также следствие
общей расхлябанности и безответственности.
В подобной среде, т.е. в условиях "криминальной
демократии", весьма вольготно чувствуют
себя всевозможные дельцы, махинаторы,
нувориши, не привыкшие жить по закону.
Легально и полулегально отмываются "грязные
деньги", перераспределяются материальные
блага, общество расслаивается на "очень
богатых" и "очень бедных".
3. Издание противоречивых,
параллельных или даже