Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа
Проблема эта очень актуальна на сегодняшний день. Средства массовой информации, писатели, ученые, видные юристы постоянно обращают внимание на правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье, процветающие в обществе. Юридический нигилизм действительно принял широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей. Это — опасное социальное явление, могущее стать серьезным препятствием на пути реформ.
Введение
Исторические корни правового нигилизма (Право и интеллигенция)
Исторические корни правового нигилизма (Советский юридический нигилизм)
Формы правового нигилизма в современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Понятие "политико-правовое
учение" неточно тем, что оно
возводит в ранг правовых и такие
учения, в которых право или
отсутствует, или предстает в
качестве придатка, подчас достаточно
жалкого, к взглядам на государство,
политику, власть. Рассматривать юридическую
мысль как придаток политической — примерно
то же самое, что видеть в праве лишь инструмент
государства и политики.
Отдавая должное
борьбе А.И. Герцена с самодержавно-
Мы далеки от
того, чтобы обвинять революционных
демократов в юридическом нигилизме.
Вместе с тем развитию правосознания
общества в плане повышения престижа
права их "политико-правовые учения"
не очень-то способствовали, особенно
с учетом революционных призывов "к
топору". Напрасно это обстоятельство
замалчивается в нашей литературе.
Хотя в программных
документах народнических организаций
(как и позднее в программных
документах социал-революционеров и социал-демократов)
содержался ряд демократических требований,
тем не менее можно утверждать, что в целом
идеология и практика народничества (так
же как идеология и практика социал-революционеров
и социал-демократов) невысоко оценивали
право. Все, что было связано с правом,
интересовало их преимущественно в той
мере, в какой это способствовало или,
наоборот, мешало революционным установкам.
Один из читателей
трудов видного теоретика
Разумеется, антиправовой
была позиция экстремистского крыла
народничества, а тем более анархистских
и близких к ним течений. Если согласиться
с Н.А. Бердяевым в характеристике русского
сознания как сознания крайностей, одной
из которых является дух анархизма, то
не следует недооценивать влияние этих
течений. В отношении права, как и государства,
они бескомпромиссны. В "Программе международного
социалистического альянса" М.А. Бакунин
требовал немедленной отмены "всего
того, что на юридическом языке называлось
правом, и применения этого права". Он
же утверждал, что для торжества свободы
надо отбросить "политическое законодательство".
В отрицании конституции теоретик анархизма
как бы солидаризировался со славянофилами
и их последователями. И совсем по-аксаковски
звучит бакунинское изречение в его книге
"Государственность и анархия": "Немцы
ищут жизни и свободы своей в государстве;
для славян же государство есть гроб".
Автор исследования
о Бакунине посчитал в бакунинской
критике права положительным
то, что она "способствовала изживанию
в среде рабочих и
"Способствование
изживанию" и без того не
столь великих правовых и
Толстовство. В
1910 г. в Москве с небольшим интервалом
хоронили двух известных всей России
людей, и оба раза похороны вылились
в массовую политическую демонстрацию.
Один из них — лидер кадетской
партии, председатель I Государственной
думы проф. С.А. Муромцев, другой — великий
русский писатель Л.Н. Толстой. Очевидно,
эта близость во времени и породила сопоставление,
сделанное другим деятелем партии кадетов
Н. Гредескулом в статье, посвященной памяти
Муромцева. Оно звучало так: "И как общественный
деятель, и как ученый Муромцев видел в
праве величайшую общественную ценность..,
он любил право как священник любит свою
службу или как художник любит свое искусство...
В этом отношении он был полной противоположностью,
например, Л.Н. Толстому, который ненавидел
и презирал право" .
Как ни резко
звучат последние слова, они справедливы.
Если систематизировать все
Многие последователи
справедливо отмечали, что антиюридизм
Толстого сложился на благородной почве
осуждения российских порядков, особенно
беззащитности простого человека перед
лицом закона и юстиции . Однако писатель
не щадил и более развитые в демократическом
плане правовые системы. В 1904 г., отвечая
американской газете, Л.Н. Толстой утверждал,
что усилия западных стран, результатом
которых стали конституции и декларации
прав, были напрасными и ненужными; это
был неправильный и ложный путь. Досталось
и юридической науке, которую писатель
квалифицировал (в том же "Письме к студенту")
как еще более лживую, чем политическая
экономия.
По мнению известного
юриста и политического деятеля
В.А. Маклакова, известного своими трудами
по истории русской общественной мысли,
"ни на какую другую деятельность, кроме
разве военной. Толстой не нападал так
настойчиво и постоянно, как на судебную"
. Впрочем, в этом он не был одинок. В русской
литературе подобное отношение к суду
(а во многом и к праву, и к закону) получило
достаточно широкое распространение.
Известный писатель М. Алданов так писал
об этом: "В русской литературе есть
немало симпатичных убийц, но нет ни одного
симпатичного адвоката... Она не любила
суд вообще и в его изображении обычно
шла "по линии наименьшего сопротивления".
В двух знаменитейших романах о нем в "Братьях
Карамазовых" и в "Воскресенье"
происходит судебная ошибка" .
"Вехи". Несомненно,
что представители русской
В Предисловии
к сборнику эта позиция сформулирована
так: "Признание теоретического и практического
первенства духовной жизни над внешними
формами общежития в том смысле, что внутренняя
жизнь личности есть единственная творческая
сила человеческого бытия и что она, а
не самодовлеющие начала политического
порядка, является единственно прочным
базисом для всякого общественного строительства"
.
Поскольку право
есть "внешняя форма общежития",
"начало политического порядка",
то сколько-нибудь существенного интереса
для представителей религиозной
философии оно не имеет и вольно или невольно
изгнано из числа ценностей духовной жизни,
призванных обеспечить успех общественного
строительства. Оно не удостоено быть
в одном ряду с христианскими идеалами,
православной соборностью, нравственным
началом и т.п.
Характерно, что
даже Б.А. Кистяковский, единственный защитник
права в сборнике, делал существенные
уступки своим философским коллегам. Право,
писал он, "не может быть поставлено
рядом с такими духовными ценностями,
как научная истина, нравственное совершенство,
религиозная святыня. Значение его более
относительно, его содержание создается
отчасти изменчивыми экономическими и
социальными условиями" , т.е. право
для Кистяковского — лишь внешняя свобода,
обусловленная общественной средой и
потому относительная. Она куда ниже рангом
безотносительной внутренней духовной
свободы. Но Кистяковский хотя бы признает,
что эта внутренняя свобода зависима и
от права, он понимает опасность "кризиса
правосознания" и недооценки социальной
роли права. Он сетует, что в России политические
интересы всегда брали верх над нормальным
функционированием судебной системы.
Он оценивает как иллюзорное мнение о
том, что русскому народу свойственно
стремление к такому типу социальной организации,
который превосходил бы тип, основанный
на ценностях права. Но в сборнике он одинок.
B.C. Соловьев, яркий
мыслитель и если не
Итак, праву отведено
небольшое место в системе
социальных ценностей, в ряду средств
общественного прогресса. Видный русский
юрист И.А. Покровский писал о
позиции авторов "Вех", что за
призывом к нравственному совершенству,
в поисках абсолютного добра был оставлен
без внимания тот практический путь, по
которому приходится идти. "По этой
же причине мы свысока и с презрением относимся
к праву. Мы целиком в высших областях
этики, в мире абсолютного, и нам нет никакого
дела до того в высокой степени относительного
и несовершенного порядка человеческого
общения, которым является право. Даже
более того. Многим кажется, что, оставаясь
последовательными, они должны прямо отрицать
право. Всякий правовой порядок,–говорят,–
покоится на власти и принуждении; он по
самой идее своей исключает свободу произволения
и поэтому противоречит основным требованиям
нравственности. И вот, как известно, мы,
русские, весьма склонны к анархизму: ни
для одного идейного течения мира мы не
дали столько видных теоретиков, как именно
для анархизма" .
На страницах
не менее известной книги "Из глубины.
Сборник статей о русской революции",
где примерно тот же круг авторов,
но и в "Вехах" попытался осмыслить
"то ни с чем не сравнимое морально-политическое
крушение, которое постигло наш народ
и наше государство". На страницах того
же сборника Н.А., Бердяев резко обрушился
на "толстовский анархизм". Он писал:
"Толстой оказался выразителем антигосударственных,
анархических инстинктов русского народа.
Он дал этим инстинктам морально-религиозную
санкцию". Однако в том, что касается
права, различия между Толстым и Бердяевым
не столь существенны. Ведь и Бердяев ставил
нравственные и христианские заповеди
куда выше права.
Однако, стоит
отметить, что сторонники права, понимающие
его ценность как для отдельного индивида,
так и для всего общества в целом, конечно
же существовали. В России в конце XIX —
начале XX вв. существовало сильное либеральное
течение, которое вело активную деятельность
в защиту права, конституционализма, правовой
государственности. Юридическая наука
находилась на уровне самых высоких мировых
стандартов, возросла роль юридических
профессий. Но в стране с огромным, исторически
образовавшимся дефицитом правосознания,
низкой правовой культурой, активным антиюридизмом
в духовной жизни этого оказалось мало.
Итак, юридический негативизм и "дефицит правосознания", к сожалению, имеют в нашей стране давние, в том числе и духовные истоки. Русская интеллигенция не понимала ценность права для нормального развития общества. Главной ошибкой их было то, что власть они ставили выше закона, права. В идеальном же демократическом государстве, создать которое стремится всякое общество, право не может и не должно полностью подчиняться властным структурам, а наоборот– законом устанавливаются полномочия государственных органов, порядок и принцип смены у власти различных общественно-политических движений, члены которых придерживаются различных взглядов на управление государством (нередко и противоположных). Нравственную и духовную составляющие жизни общества русские философы XIX века считают главенствующей. То, что соответствует нравственным устоям общества, для них является единственным правильным выходом, они не видят в системе правосудия инструмент разрешения конфликтов. Но ведь представление о нравственности чего-либо у каждого человека, несомненно, свое, и поступок, который один человек воспримет как норму, у другого может вызвать возмущение. Что же таким образом получается, что человек должен поступать, подчиняясь только нравственным догмам, не оглядываясь на закон (а он нередко и не соответствует нормам морали) ? Немного людей в то время понимали первостепенность права для развития общества, и, несмотря на судебную реформу 1860 х годов, на уделение преподаванию юридических наук большого внимания в университетах, в основной своей массе "русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нее не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития" .