Как отмечает Н.И. Матузов, одним
из ключевых моментов в характеристике
изучаемого явления выступает
высокомерно-пренебрежительное, снисходительно-скептическое
восприятие права, оценка его
не как базовой, основополагающей
идеи, а как второстепенного явления
в общей шкале человеческих
ценностей6.
Прежде всего, необходимо уточнить,
что понимается под правом и о каком
праве идет речь. Представления на этот
счет разнятся: для одних право характеризуется
юридическими нормами или нормативными
правовыми актами, законодательством;
для других представляет субъективные
права и свободы человека; для третьих
– правовые отношения; для четвертых –
господствующее правосознание, выражающееся
в системе юридических принципов, и т.д.
Например, сторонниками либертарно-юридической
теории скептическое отношение к позитивному
праву, законодательству вряд ли оценивается
как безусловное нигилистическое, но таковым
обязательно будет считаться негативное
отношение к естественному праву. И, наоборот,
для приверженца нормативного правопонимания
объект отрицания, скорее всего, будет
ограничиваться только юридическими нормами.
Осознание ценности права определенным
образом связано с его местом
в системе социальной регуляции
данного общества. Поэтому далеко
не всякое правопонимание исходит
из признания права универсальной
ценностью.
В последнее время в юридической
литературе появилась такая категория,
как объект правового нигилизма.
Нельзя признать ее удачной
в силу того, что правовой нигилизм
отрицает право, а не объект.
Можно считать, что вопрос заключается
в следующем: отрицает ли правовой
нигилизм право
в целом, или он распространяется лишь
на отдельные правовые явления?
Вряд ли можно юридическую
некомпетентность рассматривать
как проявление нигилизма. Незнание
права еще не ведет к его
отрицанию, а тем более к
правонарушению. Гражданин часто
не нарушает закон, не потому
что он законопослушен, а потому,
что многие из подобных действий
являются для него аморальными,
противоестественными. Это не значит,
что он умышленно приуменьшает
роль права в регулировании
общественных отношений, а тем
более пренебрегает ими. В силу
незнания права, отсутствия, как
теоретических знаний, так и практического
опыта правоприменения (особенно
людей молодого возраста), гражданин
руководствуется общими представлениями
о добре и зле, о справедливости,
заложенными ему в процессе
воспитания. И, наоборот, в среде
высокопрофессиональных квалифицированных
юристов достаточно часто имеют
место нигилистические действия,
направленные «в обход права»,
«вопреки праву», использование
пробелов и коллизий в личных
интересах.
В связи с переходным периодом
нигилистическое отношение к
праву нарастает, а уровень
правовой культуры снижается,
что было в аналогичный период
и на Западе. Повсеместное распространение
правового нигилизма в России
представляет собой серьезную
угрозу для ее демократического
развития, проводимых реформ. Указанный
недуг поразил все наше общество
снизу доверху, принял массовый
агрессивный характер. Масштабы
этого бедствия в современной
России все более разрастаются
и принимают опасный для интересов
государства и общества характер.
Конечно, анализируя такой многоликий
и разнообразный феномен, как
правовой нигилизм, трудно сделать
однозначные и категорические
выводы, но хотелось бы выделить
некоторые характерные, на наш
взгляд, черты.
В широком смысле правовой
нигилизм – это отрицательное
(негативное) отношение к действующей
правовой системе, законодательству,
практике его применения.
Личностный (субъективный) момент правового
нигилизма, как правило, проявляет
себя в неуважительном отношении
к праву со стороны граждан,
должностных лиц, государственных
и общественных структур, не воспринимающих
право в качестве базовой, фундаментальной
ценности, способной к справедливому
(в их понимании) урегулированию
общественных отношений.
Социальный (поведенческий) признак
правового нигилизма есть внешняя,
поведенческая форма проявления
отношения перечисленных субъектов
к праву, законодательству, правопорядку.
Формы проявления данного феномена
весьма многообразны и многочисленны:
от доктринальных теоретических
постулатов до фактических правонарушающих
действий. Вне этой внешней составляющей
нигилизм остался бы «вещью
в себе», никак не проявляя
себя в сфере общественных
отношений. Несомненно, правовой
нигилизм – это общесоциальное
явление.
Характерным признаком рассмотренного
феномена является степень, т.е.
интенсивность, категоричность и
бескомпромиссность этого явления.
Отражая не столько количественную,
сколько качественную характеристику,
названное свойство объективно
проявляет себя через форму
выражения правового нигилизма,
позволяя судить о границах (пределах)
деформации правосознания.
К сожалению, правовой нигилизм
приобрел массовый характер, широко
распространяясь не только среди
граждан, но и среди должностных
лиц в официальных государственных
структурах. В наши дни нигилизм,
особенно в форме коррупции,
является деструктивным явлением,
наносящим большой вред, как гражданам,
так и государству в целом.
Необходимо, как советовал еще
И.А. Ильин, сделать все, «чтобы
приблизить право к народу, чтобы
укрепить массовое правосознание,
чтобы народ понимал, знал и
ценил свои законы, чтобы он
добровольно соблюдал свои обязанности
и запретности и лояльно пользовался
своими полномочиями. Право должно
стать фактором жизни, мерой
реального поведения, силой народной
души».7
Для российского государства
ключевой проблемой является
процесс оптимизации усилий, как
со стороны общества и государства,
так и со стороны граждан
по преодолению и предупреждению
отрицательного отношения к праву,
осознанию его социальной ценности
и значимости для справедливого
регулирования общественных отношений.
Время настоятельно требует более
глубокого осмысления причин
правового нигилизма, сущности
этого массового феномена, выработки
механизмов и средств борьбы
с этим явлением.
Одной из задач исследования
был не только анализ теоретических
воззрений на правовой нигилизм,
но и демонстрация значимости
продолжения исследования этого
феномена, привлечение к нему
более широкого внимания ученых.
Необходимо активизировать работу
по выработке путей преодоления
и, что немаловажно, предупреждения
правового нигилизма. Это сложная
и многогранная проблема, от позитивного
и своевременного разрешения
которой зависит повышение правового
сознания граждан, уровня правовой
культуры, правовой активности граждан,
а значит, и построение правового
государства и гражданского общества.
Глава IV
Понятие
правосознания. Правовой идеализм.
Прежде всего, стоило
бы затронуть понятие правосознания, которое
является психическим отражением человеком
государственно-правовой действительности
в виде обобщенных понятий и образов.
А.Б. Венгеров: «Правосознание можно
определить как объективно существующий
набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих
отношение общества, групп, индивидов
к праву – этому целостному социальному
институту, его системе и структуре, к
отдельным законам, иным характеристикам
правовой системы».
Т.Н. Радько: «Правосознание – это форма
общественного сознания, представляющая
систему правовых взглядов, понятий, идей
и чувств, основанных на знании права и
других правовых явлений, выражающая их
оценку и содержащая новые правовые требования».
В.В. Лазарев, С.В. Липень: «Правосознание
– это одна из форм общественного
сознания, представляющая собой
совокупность взглядов, идей, концепций,
оценок, чувств, эмоций людей в
отношении всей юридической действительности».
В.Н. Протасов: «Правосознание –
это совокупность представлений
и чувств, выражающих отношение
людей, социальных общностей (классов,
наций, народа) к действующему
и желаемому праву».
Л.А. Морозова: «В самом общем
виде правосознание – это отношение
к праву. В более развернутом определении
правосознание характеризуется как совокупность
идей, чувств, настроений, представлений,
взглядов, в которых выражается отношение
к праву, правовым явлениям, в том числе
к действующему и желаемому праву, к деятельности
юридических органов и учреждений, а также
к действиям и поступкам, совершаемым
в правой сфере».
В.М. Сырых: «…правосознание представляет
собой систему знаний об истории
становления и развития права
как социального явления, его
современном состоянии, а также
совокупность правовых оценок
и конкретных предложений о
путях, способах совершенствования,
развития действующего права».
А.Н. Соколов: «Правовое сознание
– совокупность представлений,
идей, взглядов, концепций, а также
чувств, эмоций, настроений, мнений, оценок,
ценностных ориентаций, установок
людей, коллективов и, в целом,
общества, выражающих их внутренне
отношение к существующему или
желаемому праву, к поступкам
и поведению людей, как правомерным
или неправомерным, законным или
незаконным, справедливым или несправедливым».
Е.И. Темнов: «Правосознание представляет
собой совокупность сложившихся
взглядов и чувств, обладающих
нормативным характером и включающих
в себя как знание правовых явлений, так
и их оценку с точки зрения справедливости,
существующей в обществе».
Н.И. Матузов: «…правосознание
определяется как совокупность
взглядов, идей, представлений, а
также чувств, эмоций, переживаний,
выражающих отношение людей к
действующему или желаемому (допустимому)
праву и другим правовым явлениям».
М.И. Еникеев: «Правосознание – сфера
сознания, связанная с отражением правозначимых
явлений, совокупность взглядов и идей,
выражающих отношение людей, социальных
групп к праву и законности, их представления
о должном правопорядке, о правомерном
и неправомерном».
В.Л. Васильев: «Под правосознанием
в широком смысле слова понимается
весь правовой опыт поведения
личности, группы, общества».
Правосознание есть явление сложное,
его структура включает следующие
элементы:
- правовую
психологию, то есть систему правовых
чувств, эмоций, привычек, выражающих
отношение людей к государству
и праву.
- правовую
идеологию, то есть совокупность идей,
концепций, взглядов, принципов, на основании
которых субъект строит свое отношение
к праву и государству.
Правосознание выполняет следующие
функции:
- гносеологическую
(изучение и познание права);
- прогностическую
(позволяет предвидеть развитие общественных
и правоотношений в частности);
- регулятивную
(правовые предписания реализуются
через сознательную волевую деятельность
людей);
- воспитательную
(является основой для воспитания внутренней
потребности соблюдать правовые предписания).
Виды правосознания:
- в зависимости
от количественной характеристики
субъекта:
- Индивидуальное;
- Групповое;
- Общественное;
- в зависимости
от уровня отражения правовой
объективной действительности:
- Обыденное;
- Профессиональное;
- Научное;
Рождаясь, ребенок не наделен
правосознанием. Правосознание формируется
у человека под воздействием
внешних факторов социализации:
обучения, воспитания, общения, практической
деятельности и т.п. В случае
отрицательного воздействия указанных
факторов правосознание может
развиться в деформированном
виде.