Правовой порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются такие вопросы, понятия правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.
Один из разделов работы посвящен интересному вопросу – международному правопорядку.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Основы и понятие правопорядка;
2. Формирование правового порядка;
3. Структура правопорядка (Правопорядок и общественный порядок);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ III
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА VI
1.1. СТРУКТРУРА ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК XI
1.2. ГАРАНТИИ ПРАВОПОРЯДКА XII
ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО XV
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК XXI
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА XXV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ XXVIII
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXX

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Академия  труда и социальных отношений

Ярославский филиал 
 

      юридический факультет

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  дисциплине «Теория государства  и права»

 
 

      Тема: «Правовой порядок» 
 
 

                  Руководитель:

                  Акбаев  С.М. 
             

              Студент юридического факультета,

                  Группа ___________________

                  Колесов Иван Андреевич 
             
             
             
             
             
             
             

      Ярославль, 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Правовое  регулирование представляет собой  сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования, строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

      Среди многочисленных проблем юридической  науки и практики, которые в  последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения.

      Формирование  правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц и прессы подчеркивается: "Приоритет - правовой порядок", необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, законных интересов последних и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

      Изучение  правопорядка потому актуально, что  правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Исследование правопорядка актуально, так как состояние стабильности, уравновешенности и соразмеренности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование.

      В работе рассматриваются такие вопросы, понятия правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.

      Один  из разделов работы посвящен интересному  вопросу – международному правопорядку.

      Тема  будет рассматриваться с позиций  следующих вопросов:

1. Основы  и понятие правопорядка;

2. Формирование правового порядка;

3. Структура  правопорядка (Правопорядок и общественный  порядок);

    1. Общественный порядок;
    2. Воинский правопорядок;

4. Правопорядок и правовое государство;                                                

5. Международный правопорядок;                                                                 

6. Гарантии законности и правопорядка;

    1. Политические гарантии;
    2. Юридические гарантии;
    3. Нравственные гарантии;

7. Обеспечение  и охрана правопорядка.

      Исследование  данных аспектов темы я и определяю  как задачу и цели своей работы. В связи с профилем моей работы, а именно служба в следственном управлении при управлении внутренних дел г. Рыбинска, рассмотрение данной тематики в курсе теории государства и права, считаю для себя как актуальной, так и необходимой.

      При написании работы использованы законодательные  материалы, книги и статьи, учтено мнение ряда авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

 

        Прежде чем раскрыть понятие  правопорядка, необходимо дать толкование  понятию право – совокупность  установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм) соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия1. Порядок, с моей точки зрение, это состояние при котором обеспечивается соблюдение норм права, методами государственного воздействия, для недопущения нарушения этих же норм субъектами общественных отношений.

      Правопорядок  один из видов социального порядка, политичен, обеспечивается принудительной силой государства, является сутью  всех юридических форм и процессов, т.е. он юридичен, социален, гуманистичен.

      Правопорядок  — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.2

    Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права3.

    Правопорядок  составляет реальный порядок современной  цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

  Правопорядок  — многоаспектное, многоуровневое понятие и представляет собой урегулированность общественных отношений, участниками которых могут выступить физические лица (граждане и др.), разнообразные органы всех ветвей государственной власти, органы местного самоуправления, Должностные лица, объединения граждан и т.д.4 Такая урегулированность осуществляется компетентными органами прежде всего в самом законе, во всем массиве правовых нормативных актов. Это есть идеальная конструкция (модель) урегулированности общественной и государственной жизни. Без реализации юридических норм эта конструкция урегулирования остается на бумаге. Реализация юридических норм есть процесс формирования правопорядка. Реализация юридических норм не происходит автоматически. Она требует известного обеспечения и охраны (защиты) в случаях правонарушений. Правопорядок может "быть рассмотрен как конечный результат действия юридических норм, как выражение правомерного поведения субъектов общественных отношений. Тесно связаны с правопорядком понятия конституционности и законности. Они в значительной части по своему содержанию пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают.

      Правопорядок  означает также идею, требование и систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее.

1. Наличие  в обществе и государстве правового  массива 
подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве. 

      Главное в содержании правопорядка применительно  к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке чего с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов. Нарушением правопорядка является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противоречат правовым принципам, подзаконного (ведомственного) нормотворчества. К сожалению, в условиях тоталитарного режима такая "практика получила широкое распространение. Она была связана с ущемлением интересов и прав граждан в угоду ведомственным интересам. К примеру, в системе МВД СССР и республик нередко издавались ведомственные акты, не соответствующие (как в целом, так и в отдельных частях) Конституции и законам, и даже законы не распространяли своего действия на личный состав органов внутренних дел до тех пор, пока не принимался соответствующим министром внутренних дел приказ о введении закона в действие в подчиненной ему системе подразделений и служб внутренних дел. 

    Ведомственные акты конкретизировали нормы закона, создавая, по существу, новые правила поведения как материального, так и процессуального характера. Ведомства не были заинтересованы в инициировании законодательной инициативы. Они восполняли пробелы в нормативном регулировании самостоятельно. Сфера ведомственного регулирования была обширной и имела тенденцию к расширению.

      2. Наличие и действие принципа иерархии по юридической силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.

       3. Полное и точное соблюдение, исполнение и использование  
конституционных положений и норм законов российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без: гражданства. Правопорядок включает осуществление, реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права - органами всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления объединениями граждан, должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами. 

        4. Всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива подзаконных нормативных актов.

      В формировании правового порядка  участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

      - Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

      - Правоотношения — элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

      - Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

      Содержание  правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Структура правопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы под отраслями и институтами права.

Информация о работе Правовой порядок