Правовой порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются такие вопросы, понятия правопорядка и его основ, уделено внимание связи правопорядка с общественным порядком, правопорядку и правовому государству, что очень актуально в настоящее время для России.
Один из разделов работы посвящен интересному вопросу – международному правопорядку.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
1. Основы и понятие правопорядка;
2. Формирование правового порядка;
3. Структура правопорядка (Правопорядок и общественный порядок);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ III
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА VI
1.1. СТРУКТРУРА ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК XI
1.2. ГАРАНТИИ ПРАВОПОРЯДКА XII
ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО XV
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК XXI
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА XXV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ XXVIII
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXX

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

      Правопорядок  как явление имеет двойственную природу, с одной стороны это  цель правового регулирования, то есть правопорядок, к достижению которого стремится законодатель. Если брать соотношение с законностью, то правопорядок – реализованная законность. С другой стороны, правопорядок это результат правового регулирования, но не как должное или возможное, а как фактическое состояние урегулированности правом общественных отношений.

      Принципы  правопорядка5: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость и единство. 

      В целом правопорядок я рассматриваю как необходимость в осуществлении  распространения и соблюдения права  в обществе. Необходимость урегулирования общественных отношений возникла уже давно, кроме того, в совокупности с этим возникла и необходимость поддержания правопорядка, как гаранта законности и стабильной общественной жизни. Хоть и идеальный правопорядок это всего утопия, в связи с наличием множества индивидов, их правового восприятия и влияния различных внешних факторов на правовую жизнь общества, но стремления к нему, есть основная задача государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. СТРУКТРУРА ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

 

      Структура правопорядка: законодательная система, система правовых отношений и связей, система атрибутивных составляющих.

      Общественный  порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

      В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

      В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

      Воинский  правопорядок — составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

      Поскольку вооруженные силы — это специфическая  государственная организация, специально предназначенная дня ведения  вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.  

1.2. ГАРАНТИИ  ПРАВОПОРЯДКА

 

      Итак, в правовом государстве существует целая система гарантий правопорядка.

      Под гарантиями правопорядка понимаются такие  условия общественной жизни и  специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим  законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

      К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура  общества, в рамках которой устанавливаются  эквивалентные отношения между  производителями и потребителями  материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

      Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.6

      Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства. Кроме того, государство применяет карательные меры в отношении данного типа субъектов, с помощью специализированного государственного аппарата. На практике, если данным субъектом выступает должностное лицо, уровень наказания за несоблюдение норм права предельно выше, нежели в отношении физического или юридического лица. Применительно к уголовному законодательству РФ правонарушения связанные с деятельностью должностных лиц характеризуются тяжкой и особо тяжкой категорией.

      К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлена на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка. Если рассматривать последние тенденции развития правового общества, то среди мнения субъектов права и среди средств массовой информации все больше распространен факт, что единственным юридическим гарантом в РФ остался, такой орган государственной власти как суд. Правоохранительные органы все больше ассоциируются с карательным инструментом в руках государства, хотя данные органы несут несовершенно иную функцию, а именно как профилактическую.

      Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. К сожалению, применительно к текущей ситуации в нашей стране, нравственность как один гарантов правопорядка отходит на последние планы. В связи, с чем все больше год за годом происходит рост преступности, особенно среди несовершеннолетних лиц. И только в последние годы государство проанализировав сложившуюся ситуацию, все больше принимает участие в соблюдении нравственных гарантий правопорядка. Хотя в преддверии 2000 года и в начале 21 века этого все было пущено на самотек.

      Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

      Законность  и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически  взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

 

     Законность  воплощается в правопорядке, официальным  выражением которого является государство. Связь между правопорядком и  государством не тождественна ни взаимодействию юридического закона и власти, ни связи законности и государственного принуждения. Объясняется это целым рядом обстоятельств. Юридический закон — одна из форм выражения объективного права, представляющая собой результат нормотворческой деятельности высших представительных органов государственной власти. И как бы ни была эта деятельность детерминирована социальными факторами, как бы ни трактовалась с позиции воли в ее теоретической энергии, тем не менее государство непосредственно устанавливает законы и обеспечивает их общеобязательность. Иное дело, что эти законы, в свою очередь, способны влиять на все области государственной жизни, закрепляя основные направления и цели политики господствующих классов, отражая и как бы результируя соотношение сил в классовой борьбе; предусматривая порядок формирования и компетенцию государственных органов, их иерархическую структуру и соподчиненность, взаимоотношения с населением страны; официально признавая соответствующий правовой статус гражданина, принадлежащие ему права и свободы, формулируя важнейшие принципы и основы государственного строя, всей политической системы. Законность, как отмечалось, в состоянии связывать государственный аппарат и его должностных лиц требованием строгого соблюдения законов — в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим принципом деятельности всей системы государственных органов.

     Законность  обеспечивает нормативно-правовые рамки  применяемого государством принуждения. Воспринимаемая в качестве особого  режима, законность в состоянии при известных условиях выражать господство закона в общественных отношениях, следовательно, и во всех связанных с государством политических отношениях. Однако в данном случае господство закона надо понимать лишь в том смысле, что отношения должны складываться законосообразно, что поведение их субъектов учитывает требования законодательства, что неисполнение юридических обязанностей непременно влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Как было уже выяснено, юридический закон не может рассматриваться в качестве источника фактических отношений (за исключением процессуальных), но он предназначен для их упорядочения, урегулирования соответственно объективным потребностям господствующего способа производства.

     В ином виде обрисовывается связь между правопорядком и государством. Правопорядок — это результат действия права при режиме законности. Правопорядок — составная часть общественного порядка, т. е. порядка фактических отношений общественного характера. Если нормы закона предназначены для упорядочения общественных отношений, а режим законности создает для этого определенные благоприятные условия, то правопорядок—особое состояние фактически существующих отношений, опосредованных правом или, точнее, существующих как правовые общественные отношения. Иначе говоря, правопорядок представляет собой совокупность функционирующих правоотношений, содержанием которых является деятельность их участников, обладающих взаимными правами и обязанностями.

     Если  правопорядок — особое (правовое) состояние общественных отношений и потому оказывается ничем иным, как всей совокупностью правоотношений, то причастность к нему закона и законности надо рассматривать лишь как одну из возможностей, хотя и наиболее адекватную праву, его общезначимости и общеобязательности. Правопорядок образуется из правоотношений, которые моделированы не только нормами законов, но также нормами, содержащимися в подзаконных актах органов управления, нормами прецедентного и обычного права, нормативными договорами и т. и. Наконец, правопорядок включает (может включать) конкретные правоотношения, получившие охрану (признание) государства, его органов в казуальном порядке еще до того, как сформировалась в том или ином виде общая юридическая норма. Верно выражающее общественные процессы и социальные ситуации законодательство и режим законности в наилучшей степени гарантируют стабильность и незыблемость правопорядка, находящегося под защитой организованного принуждения, осуществляемого господствующими классами при помощи государства. Однако нельзя упускать того, что юридические нормы являются идеологизированной стороной права, в то время как конкретные правоотношения—социальным бытием права, более богатым и содержательным; законность является только компонентом правомерного режима, покоящегося с юридической точки зрения на реальном использовании прав субъектов правоотношений, предполагающем исполнение юридических обязанностей;  среди правоотношений надо выделять такие, которые непосредственно порождаются отношениями производства и обмена, вне зависимости от того, закреплены ли они общими нормами или еще не получили такого закрепления в абстрактной форме. Эти первичные правоотношения порождены сферой материальной жизни общества, оказываются в генетическом плане ничем иным, как отношениями собственности, взятыми, в виде юридического выражения производственных отношений.

Информация о работе Правовой порядок